11:07   13.06.16

От патруля до рикши

В современных условиях велосипед рассматривается в основном как развлечение или персональное средство передвижения. В коммерческих целях этот вид транспорта фактически не используется. Во времена СССР велосипед был служебным транспортом сельских почтальонов и участковых милиционеров. При этом мобильность и простота обслуживания позволяли использовать его в странах Европы, начиная от доставки продуктов до применения в армии. Во Вторую мировую войну подразделения велосипедистов выполняли разведывательные задачи и транспортировку раненых

Почта на колесах

В период с 2009 по 2012 год для Государственного предприятия почтовой связи «Укрпошта» было закуплено более 29 тыс. велосипедов. Эти тендеры вызвали много шума, так как транспорт приобретался по цене выше рыночной. Как отмечает бывший коммерческий директор «Укрпошты» (2012-2014 гг.) Геннадий Вовк, количество закупаемых велосипедов формировалось на основе заявок от всех областных и городских дирекций оператора. По его словам, во время одной из закупок возникла курьезная ситуация, когда поставщик техники не мог вовремя предоставить товар.

загрузка...
загрузка...

«Был случай, когда у поставщика возникли проблемы со сроками. Заказ на велосипеды был размещен  на одном из китайских заводов, и в момент, когда его пора было отгружать, у китайцев не нашлось нужного оттенка желтой краски. Насколько я помню, их тогда несколько раз перекрашивали», — вспоминает Вовк. По условиям тендера, велосипеды, помимо соответствия выдвигаемым техническим требованиям, должны были быть окрашены в цвета «Укрпошты» – синий и желтый.  

Директор по маркетингу и коммуникациям ГП «Укрпошта» Елена Юрковская говорит «Большому Киеву», что сегодня на балансе предприятия находится 22 567 велосипедов, из них 1052 в Киевской областной дирекции. По словам Юрковской, на двухколесном транспорте корреспонденцию доставляют только на участках протяженностью более восьми километров. В этом году «Укрпошта» планирует закупить еще 745 велосипедов, из них для Киевской области – 75. При этом в столице почтальоны ими не пользуются.

Быстроногие конкуренты

Если говорить о быстрой доставке корреспонденции, то главную конкуренцию почтальонам составляют курьеры. Рынок курьерских услуг в столице давно сформировался, и он не отстает от времени, которое требует повышенной мобильности и маневренности в условиях насыщенного городского трафика. Не случайно родиной велокурьерской службы доставки стали США, где этот вид услуги зародился в 1980-х, а вышел на свой пик в 1990-х годах.

В беседе с «Большим Киевом» директор компании «Велокурьер» Роман Бондаренко рассказывает, что служба доставки была основана как продолжение хобби – кататься по городу на велосипеде. Но затем возникло желание обеспечить работой велосипедистов и вывести на рынок новую услугу.

«Среднее количество доставок в день – от 3 до 15, в зависимости от курьера. Большую роль играет и физическая подготовка, так как не каждый способен проехать 80-100 километров в день», – уточняет Бондаренко. 

По его словам, многие курьеры работают полный рабочий день. Они, как правило, закреплены за определенными заказчиками.  Что касается заработка, то здесь все зависит от силы ног. Из стоимости каждого заказа курьер получает 50%, а в зимнее время – 70%. Средняя стоимость доставки «на следующий день» – от 30 до 45 грн., а если поступает заказ на доставку сегодня – действует двойной тариф.

Своими силами

В последнее время набирает популярности велосипедная доставка покупок из интернет-магазинов или еды в офис. Компания DelFast использует электровелосипеды, ее парк насчитывает 65 единиц. Доставка заказов осуществляется по всему Киеву в течение одного часа. При фиксированной стоимости 85 грн доставляются «до двери» товары весом не более 7кг в пределах городской черты.

«В 2014 году, когда мы только появились, у нас было всего 12 курьеров, сейчас у нас только велокурьеров – 65 человек, В2В клиентов – свыше 300 постоянных, станций – пять (еще две в проекте); уже работаем в двух странах, кроме Украины – это Польша и Казахстан», – рассказывает «Большому Киеву» генеральный директор DelFast Даниил Тонкопий. Среди клиентов компании – ПриватБанк, «Алло», Eda.ua, Bodo, City.com, Kniga.biz.ua и многие другие.

Сеть пиццерий Dominos Pizza уже несколько лет как пересадила своих курьеров на велосипеды. Менеджер по развитию сети Veliki.ua Антон Кузнецов отмечает, что услуга велосипедной доставки пользуется хорошим спросом, в первую очередь у владельцев пиццерий. «Для Dominos Pizza мы подобрали необходимый тип велосипедов, брендировали их, оснастили боксами для перевозки. Сейчас велосипеды находятся у нас на обслуживании. В среднем абонентская плата за обслуживание и ремонт одного велосипеда составляет 275-300 грн в месяц», – объясняет Кузнецов.

Эксперимент ради эксперимента

В 2012 г. во время проведения чемпионата Европы по футболу на дороги Киева выехали велосипедные патрули милиции.  Эксперимент был организован совместно с охранной компанией «Венбест» (и по ее инициативе), которая, как сообщалось, обеспечила органы правопорядка велосипедами. Ожидалось, что после Евро-2012 милиция продолжит патрулировать на велосипедах участки столицы, труднодоступные для автомобильного транспорта. Но дальнейшего развития эксперимент не получил – сразу после того как из Киева разъехались спортсмены и туристы, с улиц исчезли велосипедные патрули.  

Но в текущем году снова зашла речь о возможности пересадить часть сотрудников правоохранительных органов на двухколесный транспорт. Так, 28 апреля киевский городской председатель Виталий Кличко заявил, что развитие велосипедной инфраструктуры является одним из приоритетов власти, пообещав, что вскоре на улицах столицы появятся патрульные на велосипедах.  

Однако в департаменте коммуникации Национальной полиции «Большому Киеву» сообщили, что идея создания велосипедного патруля «находится на этапе планирования и анализа».

Но буквально через пару дней начальник управления патрульной полиции Киева Юрий Зозуля сказал в телевизионном интервью: «Будем патрулировать парковую зону, ведь на велосипедах это делать очень удобно. В Киеве огромное количество парков, а на автомобилях не хотелось бы это делать».

Идея для стартапа

Велорикши, которых называют самым популярным городским транспортом в оккупированной Европе в годы Второй мировой войны, пользовались популярностью и в Киеве до 2013 года.

В первую очередь их можно было нанять в парковых зонах, местах туристических прогулок. Но уже год спустя они полностью исчезли как вид. Неизвестна судьба и самих транспортных средств. Организатор бизнеса Максим Ветряков в настоящее время находится в Москве, все попытки связаться с ним через социальные сети не увенчались успехом.

На сегодняшний день в Киеве практически нет такого вида бизнеса, как велосипедное такси. Можно сказать, что ниша пустует. При этом в интернете много объявлений о продаже велорикш, средняя цена за единицу составляет около 10 тыс. грн.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com