14:22   09.10.18

Почему общественный транспорт стал давать сбои

Наземный транспорт столицы все чаще дает сбои. Несмотря на постоянно обновляющиеся графики на сайте «Киевпастранса», на пассажирских маршрутах, особенно автобусных, в последние несколько месяцев часто наблюдаются значительные нарушения расписания движения. Иногда из графика выпадает целый маршрут

Водители жалуются на большую нехватку кадров и перегрузки, из-за которых приходится работать по полторы-две смены, зачастую без выходных

«Большой Киев» узнал, куда деваются водители, чем их привлекают на работу и будет ли еще повышение тарифов. А также — когда запустят единый электронный билет в столице и как это отразится на работе транспорта.

Просто не вышел на маршрут

Константин Ильянок, «Большой Киев»

Сбои в графике наземного транспорта иногда достигают 40 минут. Диспетчеры в автопарках говорят, что не хватает водителей. Особенно это было заметно летом. Например, на маршрутах № 118, 115, которые работают с получасовым интервалом, иногда приходится ждать намного дольше, так как автобус просто может «выпасть из маршрута». В диспетчерской «Большому Киеву» объяснили, что водителей не хватает и если кто-то заболел или поломался, то летит все расписание. «На официальный сайт даже можете не смотреть, не успеваем иногда вносить изменения. Водителей не хватает», — рассказали нам в одном из автопарков.

В пресс-службе «Киевпастранса» подтвердили, что на данный момент действительно нужны водители. В среднем, по данным предприятия, подвижной состав троллейбусов обеспечен водителями на 85%, троллейбусов – на 92%, автобусов – на 75%.

Работают по полторы-две смены

Константин Ильянок, «Большой Киев»

По словам водителя одного из автобусов, из-за недостатка кадров работать приходится иногда по полторы-две смены. «Чтобы получить нормальную зарплату, да и потому что не хватает кадров, работать приходится семь дней в неделю. Иногда выходной бывает один-два раза в месяц. А смена может длиться с раннего утра до поздней ночи вместо положенных десяти часов за рулем», — признался нам водитель.

Водитель троллейбуса и глава Свободного профсоюза железнодорожников Андрей Самко уточнил «Большому Киеву», что норма в месяц у водителей 168 часов за рулем. «А вместо этого работают по 280 и даже по 367, особенно на автобусах. Понятно, что такие переработки отражаются на здоровье в будущем, на внимательности сейчас. Это и риск ДТП. Но кого это волнует?» — делится Самко.

В «Киевпастрансе» признают, что «водителям приходится иногда работать сверхурочно». При этом добавляют, что поэтапно повышают зарплату, обещают места в общежитиях для приезжих.

Напомним, 14 июля этого года стоимость проезда в муниципальном транспорте выросла с 4 грн за разовую поездку до 8. Увеличение тарифа объясняли в том числе и необходимостью поднять зарплату сотрудникам, в первую очередь водителям.

В «Киевпастрансе» говорят, что с 1 июля зарплату повысили на 10%, с 1 октября — еще на 10%, еще одно повышение – на 5% — ожидается с 1 декабря. «По расчетам, на август 2018 года зарплата водителей коммунального транспорта составляет: в автобусе – свыше 18 тыс. грн, в троллейбусе – свыше 16 тыс. грн, в трамвае – свыше 12,5 тыс. грн», — сообщили «Большому Киеву» в пресс-службе предприятия.

Правда, водители добавляют, что такие деньги можно заработать, лишь превышая нормо-часы в полтора-два раза. «Нам повысили не зарплату, а ставки. Чувствуете разницу? А премии, которые составляют 50% зарплаты, сократили. На самом деле у нас была зарплата 10 тыс. грн, а сейчас – 10,7 тыс. при графике работы – пять рабочих дней, два выходных. А так, можно заработать и 20 тысяч, но это вообще без выходных и отдыха. Разве это можно считать нормальной оплатой», — возмущается Андрей Самко.

Уезжают за границу и в регионы

Константин Ильянок, «Большой Киев»

От тяжелой работы столичные водители общественного транспорта продолжают уезжать на работу за границу. 

Бывший водитель киевского автобуса 35-летний Константин, который уехал на работу водителем автобуса в Польшу в начале этого года, рассказывает «Большому Киеву» свою историю. «Работу нашел через агентство, но уже на месте встретил знакомых по работе.  Зарплата – больше 1000 евро с тенденцией к повышению, никаких переработок. Но если попросят дополнительно поработать, я конечно, не отказываюсь, ведь это не так, как у нас было. Кроме того, здесь стабильных два дня выходных, о чем в Киеве я в последнее время и забыл», — делится Константин. По его словам, с языком проблем нет, поскольку польский ему не чужой. «Моя бабушка жила в западной Украине и хорошо говорила по-польски», — объяснил Константин.

На сайтах работы мы нашли десятки вакансий для украинских водителей общественного транспорта – в Словакию, Польшу, Литву, Чехию, Латвию, Германию, Венгрию приглашают мужчин от 25 до 50 лет с опытом работы не меньше трех лет, зарплату обещают от 25 тыс. грн до 65 тыс. грн (в евро).

HR-эксперт Татьяна Пашкина отмечает, что тенденция выезда водителей за рубеж, которая появилась вместе с безвизом приблизительно год назад, продолжается. «Такие вакансии есть и не исчезают. В Словакии свежая вакансия водителя муниципального транспорта на 30 тыс. грн., в Варшаве – на 20-25 тыс. грн. Наши водители очень востребованы. Они дисциплинированы, сговорчивы. Знают правила дорожного движения, что несложно, поскольку они унифицированы. Если что, могут и небольшой ремонт сделать, если внезапная поломка. Ведь там привыкли при незначительной поломке ждать техпомощь», — рассказывает Пашкина. По ее словам, самих водителей, кроме высокой и стабильной зарплаты, привлекают также условия труда. «Там лучше дороги, техника, соблюдается норма рабочего дня. С языком тоже проблем нет. Там много наших людей, готовых на пальцах объяснить все, что нужно», — объясняет эксперт.

По ее словам, в Европе средняя зарплата, на которую могут рассчитывать украинцы, стартует от 1 тыс. евро в общественном транспорте, от 2 тыс. евро — на фуре. 

 Кроме того, водители уезжают в регионы. «Среди киевских водителей киевлян всего 20%, остальные – из регионов. Так было всегда. Но сейчас зарплата по всей Украине приблизительно сравнялась. Они ехали за нашими премиями — их сокращают, работали без выходных — от переработок многие уже устали. В итоге уезжают на родину и не возвращаются», — добавляет Андрей Самко.

Когда внедрят электронный билет

Константин Ильянок, «Большой Киев»

Тем временем в самом транспорте уже скоро намечаются большие изменения. Об этом рассказал глава департамента информационно-коммуникационных технологий Юрий Назаров. «С 1 ноября мы планируем запускать в эксплуатацию единый электронный билет. К этому времени в наземном транспорте будет установлено необходимое оборудование и по одному турникету на каждой станции. Всего планируется выпустить для начала семь тысяч карт, льготники смогут ездить по карте киевлянина. Кроме того, в терминалах и айбоксах можно будет приобрести одноразовые билеты с QR-кодом. Те, кто ездит сейчас в метро по банковской карточке, в наземном транспорте ею смогут пользоваться с начала апреля следующего года», — уточнил чиновник.

Правда, водители считают, что ситуация в транспорте от установки валидаторов не улучшится. «Контролеров будет меньше, зайцев больше. Кто будет проверять пассажиров? Ведь если валидаторы выйдут из строя, чего всегда можно ожидать от наших граждан, придется везти безбилетников», — считает Самко.

К слову, после повышения тарифов в общественном транспорте стало заметно меньше контролеров. Одна из кондукторов нам рассказала, что из-за недостатка людей проверять билетики выходят даже члены администрации. «Та любого сотрудника могут послать на линию проверять билеты», — подчеркнула она. Впрочем, в «Киевпастрансе» это объясняют сезонными причинами. Мол, все на месте.  


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com