фото: Катерина Френч
10:05   28.08.19

Покажите гостям Киев

Ждете гостей на выходных и хотите показать им центр города и немного больше? Начинаем серию готовых экскурсий «Иди и показывай». Здесь мы будем приводить и актуальные фото современных видов, и изображения старого Киева, которые вы можете распечатать и показывать друзьям, чтобы лучше погрузить их в историю.

Выходим из метро сразу на улицу Крещатик. Его длина – 1,22 км, ширина улицы меняется от 75 м до 100 м. Крещатик – одна из самых коротких среди центральных улиц в Европе. Например, Елисейские поля – 1,9 км, центральная улица Берлина – 1,39 км.

Главная улица Киева – асимметрична. С одной стороны – административные и коммерческие здания. С другой – жилые, отделенные от дороги зеленым бульваром.  Нынешний вид улица приобрела в 1950-х гг.

загрузка...
загрузка...
Фото: Катерина Френч

 А всего 200 лет назад здесь был яр, трава да пастбище для коров. Киев состоял из трех независимых частей: Подол, где была ратуша и местное самоуправление; Печерск, на котором правили Лавра, военные в крепости и администрация губернатора; Верхний город принадлежал монастырским комплексам – Софии и Михайловскому златоверхому.

Однако к началу XIX века жилая застройка подбирается к Крещатой долине. Благодаря зимней контрактовой ярмарке город быстро развивается и уже в XIX веке здесь появляются усадьбы. Улица быстро развивается, здесь появляются магазины и вместо разрозненной зеленой усадебной застройки во второй половине XIX века Крещатицкая (так называлась в начале) имеет сплошную плотную двух- и трехэтажную застройку.  Столетие улица провожает уже как главная деловая и торговая артерия, на которой располагается городская дума, биржа, дом купеческого собрания и клуб дворянского собрания, а также множество дорогих магазинов, кафе, кондитерских, элитных гостиниц, кинотеатров и фотоателье.

Переходим на противоположную сторону по пешеходному переходу. 24 сентября 1941 года на углу Крещатика и Прорезной прогремел мощный взрыв. От детонации сработали взрывные устройства в соседних домах. Взрыв за взрывом и Крещатик оказался объят пожаром. Впервые в практике Второй мировой войны были массово применены радиоуправляемые взрывные устройства (дальность действия – до 400 км).  Взрывчатку закладывали отступавшие советские войска, выполняя приказ Сталина «создать невыносимые условия врагу». Вместе с немецкими солдатами под завалами оказались и киевляне, которые пришли сюда по приказу сдавать радиоприемники. Улица и прилегающие кварталы полыхали несколько дней – перекрытия во многих домах были деревянные, также там хранили дрова и керосин для печек.

Крещатик, 32. Несколько дней полыхал Крещатик и прилегающие кварталы. Следы этого пожарища мы можем видеть и сегодня – здание № 32.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

Вверх от Крещатика уходит улица Прорезная, которую в буквальном смысле прорезали в холмистой части Киева. Это и есть особенная фишка города. Переходим на четную сторону и поднимаемся к скверику. Кто помнит роман «Золотой теленок» Ильфа и Петрова – ему будет интересно, что данный персонаж Паниковский в произведении промышлял как раз на пройденном нами перекрестке. И неспроста, на этом углу когда-то располагалась очень популярная кондитерская «Жорж». 

Интерьеры заведения расписывал тогда еще молодой художник Врубель, реставрировал здание архитектор Городецкий, тот самый, которому принадлежал Дом с химерами. Кондитерскую посещала очень респектабельная публика, карманы которой и опустошал Паниковский, притворяясь незрячим.

Фото: Катерина Френч

Здесь есть особый ритуал: необходимо положить монетку под ногу Паниковскому и можно телефоном, но лучше зеркальцем рассмотреть рисунок, выгравированный на подошве башмака занесенной для шага ноги. Если все выполнили правильно – ждите солидного финансового пополнения в ближайшем будущем. Лично проверяла – работает.

Подымаемся по улице выше. В скверике за Паниковским можно увидеть еще один памятник – посвящен режиссеру Лесю Курбасу….

Далее, переходя небольшой перекресток, посмотрите налево, в сторону улицы Пушкинской. Вы увидите голубую лошадку – это один из национальных символов Швеции.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

Это так называемая неформальная скульптура. Она здесь появилась в память о шведских фанатах, приезжавших на чемпионат по футболу Евро-2012. Они тогда были первыми, заезжали в еще необорудованный кемпинг на Трухановом острове.  Но в итоге установили рекорд – крупнейший в истории УЕФА фан-кемпинг – почти 5 тысяч человек. Всего же Киев посетило около 20 тысяч шведов.

Прорезная, 9. Доходный дом был в три этажа, четвертый он получил в послевоенное обновление. В конце XIX века здесь жили преподаватели музыкального училища. Один из них – Евгений Рыб учил таких известных музыкальных деятелей как Глиер, Стеценко и Кошиц.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

Прорезная, 17. В начале XX ст. здесь размещались конторы (офисы по-современному), меблированные комнаты (квартиры со скромной мебелью и невысокой платой за проживание, обычно снимались на непродолжительное время). В 1918-1919 гг. здесь работал «Молодой театр» под руководством Леся Курбаса. Сезон в своем собственном помещении «Молодой театр» начал постановкой «Царь Эдип» Софокла, причем роль Эдипа выполнял сам Курбас.

Фото: Катерина Френч

Прорезная, 23. Четырехэтажный дом возведен в 1897 г. В начале XX века в квартире № 4 здесь открылось фотоателье «Гудшон и Губчевский». Здесь был широкий спектр услуг: от художественного портрета до фото зданий снаружи и внутри – самого интерьера. Предлагались научные, этнографические и иллюстративные снимки. В 1917 г. здесь были сделаны снимки членов Первого украинского правительства.

Фото: Катерина Френч

Поднявшись к улице Владимирской, мы видим справа на углу красивое здание вишневого цвета.

Фото: Катерина Френч

Прежде чем говорить о нем, следует окинуть взглядом прошлое самой улицы и этого района. Перейдем перекресток на сторону Золотых ворот. Владимирская начинается от Андреевского спуска и тянется мимо красного корпуса университета им. Шевченко. Часть улицы, которая находится возле спуска – является самой старой в Киеве. Ее история связана со значимыми этапами в истории Украины. На ней находился княжий двор и стояла Десятинная церковь. Как магистраль улица появилась в 30-х гг. XIX века. Вал, который спускался от золотых ворот к Лядским воротам, которые обозначены на Майдане современным памятником с архангелом Михаилом, раскопали и улицу стали застраивать.

Вот так выглядела местность вокруг Золотых ворот. 

Золотые ворота были главным въездом в город. Улица от них вела прямо к Софийскому собору. В обе стороны от них расходились оборонительные валы, внутри которых были построены клети из бревен. Со стороны города на валах находились деревянные площадки с боеприпасами и галерея для воинов – это можно видеть на нынешней реконструкции. Перед валами, по мнению историков, был ров и через него к воротам перекидывался мост.

Есть разные легенды о названии ворот: якобы за въезд надо было платить золотой или сами ворота блестели, как золото – то ли от позолоты, то ли медь, отполированная до блеска. Говорили даже, что возле ворот прятали клады. Скорее всего, это просто топоним, позаимствованный у Константинополя. Ведь строительство православного Киева наследовало византийскую традицию – главный храм – София, парадный въезд в город еще по римской символической топонимике назывался золотым. Потом построили надвратную церковь, посвященную благовещению Богородицы. Таким образом приветствие, с которым ангел обратился к деве, как бы было направлено городу и звучало как защита: «Радуйся, благоверный граде, господь с тобою».

Фото: Катерина Френч

Захватчики всегда старались овладеть именно Золотыми воротами, как символом города и триумфом власти. Но даже хану Батыю в 1240 году не удалось одолеть ворот. Город они захватили и сожгли через Лядские ворта, которые сокрушили стенобитными машинами. Киев был фактически уничтожен. Понадобилось несколько веков на восстановление численности жителей, экономической и социальной жизни. Как выглядели руины ворот в середине XVII ст. зарисовал голландский художник Абрагам ван Вестерфельд.

Почти тысячелетние строение теперь можно увидеть внутри музея. Теперь пойдемте к фонтану, здесь можно и присесть на лавочки.

Фонтан. Как уже вспоминали, магистраль появляется в 30-е гг. XIX столетия, местность застраивается в 40-е гг. Еще нет водопровода, но для хозяйства и для питья вода нужна. В XIX веке вода была товаром, да еще и каким дорогим. Ладно еще на Подоле, где и река рядом, и речушки. А отсюда, с Верхнего города, за водой надо было идти километры пешком, а потом уже груженными водой возвращаться в гору. Потому существовала такая профессия – водовоз. Собственной тягловой силой или на телеге с лошадью водовозы развозили воду по городу. Ведро воды в 60-х гг. XIX веке стоило 2 копейки – столько же стоил один килограмм хлеба.

Фото: Катерина Френч

Фонтаны в Киеве появляются не столько для красоты, сколько по бытовой необходимости. Первый фонтанный водопровод прокладывают по Крещатику. В конце XIX века муниципалитет заказывает шесть чаш фонтанов, которые планируют установить в разных частях города. Отливают их на заводе удачливого промышленника и предпринимателя Алексея Термена (цех для ремонта сахарзаводческой техники он развивает до машиностроительного завода, на котором был изготовлен первый киевский теплоход). Здесь есть своя особая история.

Фото: Катерина Френч

Обратите внимание на мужские маскароны под чашей фонтана. Злобные лица изрыгают воду. Дело в том, что оригинал этих портретов мастерски изрыгал бранные слова. Один из бригадиров завода Термена прославился склочным характером, за что носил прозвище Фараон. Он был в командировке как раз на кануне отливки фонтанов и «благодарные» коллеги внесли некоторые изменения в проект. Когда Фараон вернулся в Киев – он узнал в фонтанах себя, был страшно разгневан, грозился судом и требовал перелить фонтаны. Однако проект дорогой и ради сварливого человека никто не стал этого делать. Воду из фонтанов для личных нужд можно было попить бесплатно. Шесть ведер воды стоили одну копейку (против двух копеек за ведро, как ранее). Этот фонтан был поставлен одним из первых. До сих пор его братья стоят возле театра Франка, в Мариинском парке и горсаду. И закончим прогулку мы возле такого же после парке Гончара.  Ну, а теперь история бардового дома на углу Владимирской и Прорезной.

Мини-квест для детей. Если в компании есть дети школьного возраста, пока речь будет идти о превратностях киевского бизнеса, их можно отправить по скверу вокруг Золотых ворот разыскивать две скульптуры котиков и отпечатки человеческих ладошек в металле.

Владимирская, 39/24. Дом Сироткина. Киев развивается: построен университет святого Владимира, железная дрога, выросли обороты сахарной промышленности, процветает торговля, как результат –  стремительно растет численность населения, приезжают новые специалисты. В конце XIX века начинается строительный бум. Дом на углу Прорезной – доходный дом, квартиры в котором сдавались в долгосрочную аренду. У этого дома непростая судьба.

Фото: Катерина Френч

Во-первых, усадьба принадлежала   помещику, коллекционеру и меценату Андрею Тарновскому, в собрании которого были сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы и Тараса Шевченко. Однако, истратившись на коллекционировании, Тарновский был вынужден продать усадьбу вмести с другим своим недвижимым имуществом. 

Участок покупает своему сыну состоятельный домовладелец Григорович-Барский. Их прародитель был очень известным киевским архитектором. Сын, собственник типографии, решает выделиться и построить самый высокий жилой дом в городе. Строительный бум в это время достиг своего пика, стройматериалы и рабочая сила дорожали не по дням, а по часам. Бизнесмен был вынужден брать кредиты. На этапе переговоров с будущими арендаторами первого этажа под кафе и магазины наступает спад в строительной сфере – рынок перенасыщен недвижимостью, цена строительства стала слишком высокой. Буквально, как у нас в 2008 году. Григорович-Барский не в состоянии закончить здание и выставляет на продажу. Выкупает его один из кредиторов – купец второй гильдии Александр Сироткин. А застройщик, истратив свое состояние, так и не смог больше его восстановить.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

Здесь находилось кафе «Маркиза», описанное у Булгакова в «Белой гвардии». Первый в Киеве бар «Коктейль-хол», потом ресторан «Лейпциг». Уже в XX веке жилая часть дома приходила в упадок и в 1985 г. жителей отселили, но реставрацию провести так и не смогли. Инвесторы нового тысячелетия, подготовив здание в качестве отеля к чемпионату по футболу Евро-2012, также не смогли его завершить и открыть. Так дом повторяет судьбу людей.

Пора вспомнить о котиках.  Нужно обогнуть фонтан и пройти к тротуару ул. Владимирской, там за дерево уцепился кот из… пластиковых вилок. Таких неформальных скульптур уже много в Киеве. Возникали они как социальные проекты. Автор этого – скульптор Константин Скретуцкий совместно с общественной организацией «Киевская ландшафтная инициатива» спасли Пейзажную аллею, недалеко от Андреевского спуска от застройки. Устроили там ряд необычных скульптур (и котики там тоже есть) и создали новое арт-пространство для прогулок и отдыха.

Фото: Катерина Френч

Следующий котик – Пантюша, находится за Золотыми воротами на углу сквера. Кот Пантелеймон обитал в ресторане в подвале соседнего дома. Однажды там случился пожар, посетители и весь персонал успели спастись, кроме кота.  После восстановления дома появился и пушистый любимец, но уже в металле. По легенде, если одновременно взяться за уши кота и его хвост и загадать желание, оно сбудется.

Фото: Катерина Френч

Отпечатки ладошек можно найти на памятнике Ярославу Мудрому с тыльной стороны. Автор Иван Кавалеридзе не предполагал скульптуру большого размера. Вот так она выглядит в музее скульптора Андреевском спуске.

Ярослав Мудрый держит на руках Софийский храм, основателем которого он считается. Хотя в музее самой Софии утверждают, что заложил храм, скорее всего, его отец, креститель Руси Владимир. Так или иначе, сын в несколько раз увеличил площадь города своего отца. Если при Владимире укрепленная часть города составляла 10-12 га, то при Ярославе – до 60 га. Также было построено много церквей и монастырей. 

Памятник спешили поставить ко Дню Киева в 1997 году. У скульпторов, работавших над ним, почти не было времени переосмыслить его и адаптировать к новым размерам и среде. Поэтому многие потешаются над результатом и говорят: «Встретимся возле мужика с тортом». Отпечатки ладоней оставили трое из работавших над ним художников. Говорят, если загадать желание и хоть с одним из отпечатков ваша ладонь совпадет – желание сбудется.

Улица Ярославов Вал официально такое название получила в 1869 году в память об оборонительном сооружении, которое здесь и пролегало. С непарной стороны улицы еще сохранилась местами постройка конца XIX века, на парной стороне преобладают здания начала XX века. Улица довольно разнообразная: здесь есть и одноэтажные особняки, и типичные двух- и трехэтажные дома и многоэтажные доходные.

Ярославов Вал, 1. В народе его называют Дом Барона или «Приют рыцаря» за необычную архитектуру. Однако, особняк, похожий на средневековый замок, заказал помещик Михаил Подгорский. Шляхтич владел землями в Киевской и Волынской губерниях, занимался лесоводством и рыбным хозяйством, за успехи в последнем даже получил золотую медаль на Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставке. 

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

В 1896-1897 гг. он построил здесь доходный дом. На пороге этого примечательного замка можно прочесть надпись «Salve» — с латинского «привет». Это доходный дом, да еще какой: на втором и третьем этажах размещались по одной 10-тикомнатной квартире. Говорят, там до сих пор сохранились кафельные печи, которыми отапливались комнаты. 

В архитектурном облике замка переплетаются элементы готики и ренессанса. Странные существа, которые поддерживают эркер (выступающий закрытый балкон), химеры, фантастические чудовища, которых обычно изображали в готических соборах. Но здесь есть игра, считают авторы книги «Киев в стиле модерн». В конце XIX — начале XX веков искусство играло «в древность», изменяя традиционные религиозные сюжеты или образы античных мифов. В замке Подгорского изменили Сфинкса: вместо существа с телом льва и головой женщины появилась химера с телом мужчины и головой льва.

На первом этаже находилось кафе «У Золотых ворот», где подавали английские бисквиты и вафли, но собственного производства. Работал кинотеатр.

Сейчас здание в частной собственности.

Ярославов Вал, 7. Караимская кенасса. Архитектор этого здания – известный в Киеве как автор Дома с химерами Владислав Городецкий. В конце XIX века караимская община в Киеве насчитывала всего до 300 человек, но возглавляли ее табачные короли братья Когены, которым принадлежали табачные фабрики и магазины на Крещатике. Они и выступил инициаторами и спонсорами строительства молельного дома. Выкупил участок земли и выделил средства для постройки.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

Городецкий придал облику здания выраженные черты восточной азиатской архитектуры. К сожалению, после реставрации здания в 1968 году исчез уникальный гофрированный цинковый купол, который придавал особой схожести с архитектурой Средней Азии. Сейчас в кенассе размещается Дом актеров. Зал сдают в аренду под концерты и спектакли негосударственных театров. Запланирована очередная реконструкция.

Ярославов Вал, 14. Дома под номером 14 принадлежали киевскому предпринимателю, полковнику-кавалеристу, а потом коннозаводчику и собственнику недвижимости Леониду Родзянко. Здание № 14а было доходным домом, в № 14б Родзянко с семьей занимал там два этажа. В его помещениях теперь располагается театр «Сузір’я». Во времена хозяев дом также был причастен к искусству: жена Александра Родзянко устраивала вечера, на которые собирались писатели, артисты и музыканты.

В нескольких залах восстановлены интерьеры хозяев. В них, конечно, изобилуют изображения лошадей. Любимица Леонида Родзянко – Ракета однажды получила гран-при на Лондонских скачках.

Про этот дом ходит много легенд. По одной из них – голова женщины над входом в театр изображает одну из известнейших ведьм Киева. Якобы именно она и посоветовала Родзянко продать всю свою недвижимость в 1914 году и уезжает в Америку. Тогда это еще воспринималось как чудачество. Однако, выгодно вложив свои деньги, через несколько лет полковник становится долларовым миллионером. Тогда как его родственники, оставшиеся в Киеве, в последствие боялись называть фамилию и бывшее общественное положение.

О здании Ярославов Вал № 16, которое тоже принадлежало Родзянко, говорят, якобы голова женщины, как бы выглядывающая сверху – была заказана последующей хозяйкой дома. Легенда гласит, что овдовевшей женщине, непрестанно горевавшей о муже, приснился сон, в котором супруг просил ждать его и обещал однажды прийти к ней. Уже умирая, женщина попросила детей установить ее изображение на доме, надеясь, что супруг все-таки вернется.

Улица И. Франко. За домом № 11 ул. Ярославов Вал уходит влево улица Ивана Франко, поворачиваем на нее. В XIX веке здесь был Афанасьевский (Святославский) яр, который в 1870-1880 гг. начали застраивать. Для выравнивания местности привозили излишний грунт, взятый в районе нынешней улицы Городецкого (возле Майдана), где также происходила перепланировка бывшей усадьбы Меринга в городской квартал. Улица Франко сохранила характер местности: сначала спуск, оборудованный лестницей, а потом – подъем вверх. Улица была отнесена к первому разряду, то есть могла застраиваться только каменными зданиями с лестницами из огнеупорных материалов.

Фото: Катерина Френч

И. Франко, 4. В ныне пятиэтажном здании выделяются два первых этажа – это был особняк графини Анны Кащенко. Построен в 1897 г. Ее брат – биолог, медик и основатель акклиматизационных садов Николай Кащенко. 

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

На верхнем этаже этого особняка он также занимался выведением новых видов растений. Николай Кащенко получил медицинское образование, работал в зарубежных лабораториях европейский эмбриологов и анатомов. Приезжает в Томск, где занимается зоологией, а потом и закладкой сада для акклиматизации растений. В возрасте 57 лет Николай Кащенко по состоянию здоровья переезжает в Киев, где ему становится значительно лучше. Здесь он работает в Киевском политехническом университете. Выступает с лекциями «Смерть и долголетие. Современная разработка проблемы смерти», открывает курсы по изучению лекарственных растений. Николай Кащенко основал акклиматизационный питомник культурных растений, который находился на ул. Мельникова, 84 и был застроен в 1980-х гг. Вместе с В. Караваевым открывает зоологический музей. Похоронен Н. Кащенко на Лукьяновском кладбище. А дом его сестры надстроили в 1940-х гг.

Ул. В. Липинского. Спустившись по ул. Франко вниз, поворачивайте направо. Тихая улочка носит имя политического деятеля, историка и публициста с 2015 г. В. Липинский был послом Украинского государства в Вене в период гетмана П. Скоропадского. В 1890-х гг. она называлась Святославской. Проложенная по одному из отрогов Афанасьевского яра, улица была застроена в самом конце XIX — начале XX веков. Сейчас тихая и уютная она превращается во временной тоннель, где можно прочувствовать жизнь города чуть более 100 лет назад.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

Дом № 4 был построен архитектором Николаем Гардениным, тем самым, который спроектировал дом «постройки изумительной» по Андреевскому спуску, 13. Это здание выполнено в стиле историзм, что означает воспроизведение исторических, прошлых стилей, их сочетание. Это добавляет атмосферы прошлого самой улице.

Быт доходных домов отличался от более привольной усадебной жизни, был более городским. Вместо просторных садов — открытые балконы для чаепитий с видом на киевскую зелень. Дворы — исключительно для хозяйственных нужд: ледовни для хранения продуктов летом, гаражи для повозок и лошадей, водоразборные краны, дворовые уборные. За порядком во дворе и на улице вдоль дома целый день наблюдал дворник. Его жилое помещение обычно располагалось над аркой, проездом во двор и узнать можно по окнам, меньшего размера по сравнению с остальными.

Фото: Катерина Френч
Фото: Катерина Френч

О жизни улицы и района можно узнать из описаний одного из жителей улицы — в повести «Дальние годы» Константина Паустовского. Жил он в доме № 9 и наблюдал как застраивался район.

Описывал Паустовский и жителей самого яра, обитателей землянок, добывавшим себе пропитание уличными представлениями, игрой на шарманке и гаданиями — бумажки с предсказаниями из шляпы шарманщика доставал старый попугай.

В этом же доме № 9 проживал и украинский писатель Григорий Косынка. В своих новеллах он передавал события 1920-1920-х гг., последствия социальных и политических потрясений в стране.

Велотрек и мурал

Фото: Катерина Френч

Мурал появился в 2016 году, когда активно велись работы по восстановлению велотрека. Его автор — канадский художник Эммануель Ярус работал в рамках Art United Us, цель которого — привлечь внимание мировой общественности к проблеме войны и агрессии. На велосипеде художник изобразил себя.

Фото: Катерина Френч

Велотрек является вторым по счету в Киеве, открыт в 1913 г. Первый «циклодром» располагался на Бибиковском бульваре (бул. Т. Шевченко) с 1899 г. Инициатором постройки второго трека стал, вероятно, любитель велоспорта. Вначале покрытие было земляным, а по вечерам здесь проводились киносеансы. Позже трек заасфальтировали, а в 1980-х гг., когда велотрек был определен резервным в рамках Олимпийских игр, проходивших в Москве, устроили деревянное покрытие. В результате велосипедисты могли развивать скорость до 85 км/ч. В 1998 г. велотрек забетонировали. В 2000-х началась история его разрушения.

Застройщики под прикрытием обещаний реконструкции начали строительство 25-ти этажного дома впритык к треку. После чего объект исключают из Реестра памятников истории и архитектуры и закрывают. Спортсмены и жители города борются за восстановление велотрека. В 2014 году наиболее известный велогонщик планеты Ленс Армстронг разместил в своем Twitter фотографию киевского велотрека, где спортсмен в украинской форме проезжает уцелевшей полосой полуразрушенного виража. Зарубежная пресса начинает писать о старейшем спортивном сооружении Украины и одном из старейших в Европе. Благодаря активности и настойчивости неравнодушных людей велосипедисты вновь регулярно гоняют по виражам.

Фото: Катерина Френч

Сразу за велотреком идет парк Олеся Гончара. Здесь же и сам монумент писателю, который жил рядом. Через дорогу от парка находятся два дома, специально построенные для творческой элиты в 1930-е гг. — Ролит. Трех- и даже четырехкомнатные квартиры с отдельным кабинетом выдавали мастерам слова, когда рядовые граждане ютились в коммуналках и общежитиях. В квартирах была очень маленькая кухня — предполагалось, что семьи писателей дома будут разве что чаевать, а принимать пищу будут в специальной столовой. Так сказать, вся жизнь должна быть общественной. Однако, жизнь в этом доме не была сладкой: писатели спали с приготовленными котомками, а некоторые даже в штанах — каждую ночь они ожидали арестов.

Фото: Катерина Френч

Через дорогу находится сквер, в котором стоит памятник Валерию Чкалову. Летчик-испытатель сегодня был бы героем любителей экстрима. Мировая известность к нему пришла после первого беспосадочного полета из Москвы в Америку через северный полюс: 63 часа в небе, температура в кабине опускалась до -8 градусов. Напарник по перелету рассказывал, что за штурвалом Валерий распевал «Розпрягайте, хлопці, коней». В Киеве летчик и мотолюбитель по совместительству был в качестве судьи на Всесоюзных мотосоревнованиях.

Фото: Катерина Френч

Прогуливаясь по скверу можно найти знакомый нам фонтан Термена с маской Фараона и Мавку как будто из драмы «Лісова пісня» Леси Украинки. В тени этих деревьев можно закончить экскурсию и отдохнуть после прогулки.

Фото: Катерина Френч

И новый маршрут для тех, кто впервые в Киеве или практически его не знает.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com