12:01   08.01.19

Помощь наличными. Как правительство в 2019 году будет помогать гражданам платить за коммуналку и повышать качество услуг ЖКХ

Под Новый год правительство одобрило ряд решений, которые, как ожидается, улучшат качество предоставляемых коммунальных услуг и уровень их оплаты. В частности, уже с января 2019 года начнется первый этап монетизации субсидий, а начиная с мая месяца, станет возможным получить денежную компенсацию за плохое качество услуг ЖКХ.

Полностью в денежной форме субсидии начнут выдавать украинцам только к концу года.

Три этапа монетизации

В этом году снова не избежать повышения коммунальных тарифов. С января 2019 года КГГА увеличила тарифы на отопление и горячую воду от КП «Киевтеплоэнерго» примерно на 22%. Для тех киевлян, чьи дома обслуживает Дарницкая ТЭЦ, тарифы на тепло выросли на 19%. А это одни из самых затратных статей расходов на коммуналку.

Неудивительно, что особую актуальность приобретает возможность оформления субсидий. В прошлом году новые правила назначения субсидий отсекли значительную часть претендентов. Но тех, кто не может платить за коммуналку полную цену, в Кабмине обещают не оставить один на один с поставщиками услуг. Только теперь правительство собирается выплачивать субсидии гражданам напрямую, так сказать живыми деньгами.

Правительственное постановление № 1176 от 27 декабря 2018 года о предоставлении жилищных субсидий населению в денежной форме предполагает начало таких выплат в 2019 году в три этапа. Правила назначения помощи остаются неизменными. Изменится только алгоритм ее выплаты.

коммуналка
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Субсидия деньгами будет предоставляться, прежде всего, тем домохозяйствам, которые впервые обратятся за ее получением уже в этом году, но уже после окончания отопительного сезона. Кому субсидия уже назначена, будут ее получать до окончания отопительного сезона. Им деньги, как и раньше, будут перечисляться из бюджета на счета компаний, предоставляющих услуги, а не лично в руки.

Кстати, это решение уже вызвало критику НАК «Нафтогаз», где заявили, что в случае, если государство рассчитается не вовремя, то субсидиантам придется «оплачивать полный счет самостоятельно».

Зато с мая 2019 года нынешние получатели субсидий смогут получать ее наличными. Но для этого придется снова подать заявление и декларацию о доходах, в которых обязательно определяется номер мобильного телефона заявителя. И только с октября 2019 года денежная форма охватит всех получателей льгот и жилищных субсидий.

Три ответа на главные вопросы

В этой связи Минсоцполитики издало даже специальное разъяснение, где попыталось ответить на самые главные вопросы.

Во-первых, надо знать, что деньги будут выдаваться через государственный Ощадбанк. После подачи заявления на монетизацию субсидии и декларации о доходах в управление соцзащиты населения в сам банк идти не нужно. После обработки поданных документов счет откроют автоматически.

ощадбанк
Ощадбанк покажет, сколько кому осталось заплатить по субсидиям

Во-вторых, личный счет будет иметь специальный режим пользования. Это будет, по сути, электронный кабинет получателя субсидии. Фактически сразу деньги на руки никто не получит. Средства будут направляться на оплату услуг за потребленный газ, тепло, электроэнергию и воду. А Ощадбанк ежемесячно будет лишь информировать субсидиантив смс-сообщениями о поступлении средств, их использовании и остатке на счету.

К примеру, домохозяйству выделили субсидию на газ, электричество и воду на общую сумму 1 500 грн, а весь коммунальный платеж составляет 2 000 грн. Получается, что 1 500 грн субсидии Ощадбанк перечислит поставщикам услуг и проинформирует человека о том, что ему осталось доплатить за коммуналку еще 500 грн.

И только после окончания отопительного сезона – в июне – неиспользованный остаток денег будет перечисляться уже на текущие счета получателей субсидии, откуда можно будет снять наличность и использовать ее по своему усмотрению. Такой счет каждому Ощадбанк откроет тоже автоматически.

ощадбанк
Теперь в Ощадбанке можно будет копить субсидии

Напомним, что до сих пор эти остатки просто забирали обратно в бюджет и потому экономить ресурсы особого смысла не было.

«Ежегодно объем средств, которые государство тратит на субсидии, увеличивается. Только в 2018 году эта сумма составляет 71 млрд грн, а количество субсидиантов достигло 65%. Монетизация субсидий разблокирует вопрос энергоэффективности. Ведь получатели субсидий не были заинтересованы внедрять энергоэффективные мероприятия. Теперь мы будем иметь ситуацию, когда остаток монетизированных субсидий, который образовался за счет энергосбережения и термомодернизации (которая в свою очередь будет давать 50-70% экономии энергопотребления) может быть использован на оплату дальнейших энергоэффективных мероприятий», – заявил вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко.

В-третьих, никаких комиссий за обслуживание персональных счетов Ощадбанк взымать не будет. Все дополнительные консультации можно будет получить в контакт-центре Ощадбанка по телефону 0 800 21 08 00.

Не менее важное решение правительства касается возможности получения денежной компенсации за некачественно предоставленные коммунальные услуги.

Плата за качество

Кабинет министров утвердил  механизм проверки качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом. Это предусмотрено законом «О жилищно-коммунальных услугах».

По словам Генная Зубко, потребители коммунальных услуг смогут требовать проведения проверок качества ЖКУ и в дальнейшем получать возмещение. Это будет касаться проверок качества услуг по поставке тепла, горячей воды, водоснабжения и канализации, вывоза мусора и управления многоквартирным домом.

В частности, постановлением Кабмина утверждена форма акта-претензии и механизм его удовлетворения. Документ разработан Минрегионом и вступает в силу с 1 мая 2019 года.

претензия

Для получения возмещения потребителям коммунальных услуг необходимо будет подать акт-претензию и дождаться результатов проверки качества услуг ЖКУ.

Закон предоставляет потребителям коммунальных услуг право на уменьшение размера платы за жилищно-коммунальные услуги при условии документального подтверждения не предоставления коммунальных услуг. При этом потребитель должен зафиксировать факт не предоставления коммунальной услуги.

В этой связи стоит напомнить, что осенью прошлого года в Украине впервые ввели контроль качества отопления. По газу, свету и воде стандарты качества действуют с 2017 года. Для этого Нацкомиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг ввела мониторинг соответствующих показателей. Это специальные формы отчетности предприятий ТКЭ, которые позволят регулятору получать информацию по трем направлениям.

теплотрасса, авария
За аварии на теплотрассе потребители получат компенсацию. Константин Ильянок, «Большой Киев»

 

Первое – непрерывность теплоснабжения (ежегодно): средняя продолжительность перерывов, их число, среднее время ликвидации последствий аварии сверх допустимого срока.

Второе – качество теплоносителя (ежегодно): количество случаев несоблюдения параметров давления и/или температуры.

Третье – коммерческое качество предоставления услуг (ежеквартально): количество предоставленных услуг, количество и процент услуг, при выполнении которых превышены установленные сроки.

В перспективе показатели качества услуг будут учитываться при установлении тарифов для этих компаний.

Кроме того, по словам начальника управления самоуправляемого контроля КГГА (жилищно-коммунальной инспекции в Киеве) Станислава Москалевского, в столице существует дополнительный механизм защиты. Люди могут позвонить на городские горячие линии и сообщить о нарушениях, а уже представители жилищно-коммунальной инспекции проверяют и обязывают проводить перерасчет. Соответствующие консультации по пересчету можно получить в центрах коммунального сервиса.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com

Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (0) in /sata1/home/users/bigkiev/www/www.bigkiev.com.ua/wp-includes/functions.php on line 3813