Государственный Народный театр
фото: Государственный Народный театр
10:02   27.11.18

Театральный сезон-1918: радости и беды киевских актеров

Относительное спокойствие в Киеве осенью 1918 года вело к тому, что горожане, устав от войны и революции, имея небольшой кусок хлеба, потянулись к прекрасному. Художественные коллективы переживали успех, предпринимая дерзкие и творческие эксперименты, обращаясь к национальным корням. Но их жизнь не была бесконфликтной: столицу сотрясали громкие скандалы вокруг ряда театров.

Сезон успехов

До зимы 1918 года Украина оставалась одним из немногих островков стабильности на развалинах империи. И худо-бедно удовлетворяя свои материальные потребности, ее граждане отдавали должное искусству.

П. К. Саксаганский.
П. К. Саксаганский

Киев того времени изобиловал всевозможными зрелищными мероприятиями. По традиции с приходом осени столичные театры стали открывать свои сезоны. И на киевских подмостках зазвучал государственный гимн Украины, а в зрительных залах – овации корифеям сцены: П. К. Саксаганскому, Н. К. Садовскому, А. П. Затиркевич-Карпинской, М. К. Заньковецкой и другим.

Н. К. Садовский
Н. К. Садовский

 

А. П. Затиркевич-Карпинская

А. П. Затиркевич-Карпинская
А. П. Затиркевич-Карпинская

 

М. К. Заньковецкая

М. К. Заньковецкая
М. К. Заньковецкая

Репертуары в Государственном Народном театре (Троицкий народный дом, сейчас ул. Большая Васильковская, 53/3, Киевский национальный академический театр оперетты), Театре Садовского и других включали произведения мировой драматургии: Шиллера, Гете, Шоу, д’Аннунцио, Бергера и т. д. Национальное возрождение отразилось во внимании к украинскому драматургическому и музыкальному наследию (И. Котляревский, Т. Шевченко, И. Франко, Н. Лысенко); к работам современников – В. Винниченко, А. Олеся, Л. Старицкой-Черняховской.

Ул. Мариинско-Благовещенская, церковь Благовещенья
Ул. Мариинско-Благовещенская, церковь Благовещенья

Украинский народный хор п/у В. П. Ступницкого репетировал в гимназии им. Б. Гринченко напротив Благовещенской церкви (ул. Мариинско-Благовещенская, сейчас Саксаганского).

Лукьяновский народный дом
Лукьяновский народный дом
Зрительный зал народного дома
Зрительный зал народного дома

 

В Лукьяновском народном театре (ул. Дегтяревская, 5, сейчас здание Малой оперы) выступал Первый Национальный хор п/у К. Г. Стеценко.

Первый Национальный хор
Первый Национальный хор
Первый Кобзарский хор
Первый Кобзарский хор

 

В начале ноября начал работу недавно основанный Первый Кобзарский хор п/у В. К. Емца.

В. К. Емец
В. К. Емец

Формировался еще ряд хоровых капелл: студенческая, рабочая и другие.

В зале Купеческого собрания (сейчас Национальная филармония Украины, Владимирский спуск, 2) пели романсы бывшие актеры петроградских театров, приглашенные в Киев Украинским литературно-художественным обществом, и украинские исполнители.

Купеческое собрание
Купеческое собрание

Выступали именитые инструментальные и хоровые коллективы. 19 и 20 ноября здесь принимали новый киевский хор п/у А. А. Кошица «Музыкальный гобелен».

А. А. Кошиц
А. А. Кошиц

Украинский клуб приглашал М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. Я. Юхименко, И. Д. Стадника, С. К. Бондарчука; военные оркестры.

М. И. Литвиненко-Вольгемут
М. И. Литвиненко-Вольгемут

 

Д. И. Стадник

Д. И. Стадник
Д. И. Стадник

 

С. К. Бондарчук

С. К. Бондарчук
С. К. Бондарчук

Любительские коллективы играли и пели в зале пожарной дружины на Демиевке, рабочем клубе на Шулявке и на других площадках. Творческую инициативу масс активно поощряло главное кооперативное объединение Украины – Днепросоюз.

Ряд трупп выезжали в провинцию по правительственным льготным тарифам: в Николаев, Полтаву, Одессу; на территорию Кубанского войска и в Галицию. Киевляне были востребованы в европейских столицах, получая приглашения из Будапешта, Вены, Берлина.

Первое Коммерческое училище
Первое Коммерческое училище

Молодая смена готовилась на режиссерско-инструкторских курсах при театральном отделе Главного управления искусств и национальной культуры. Лекции здесь читали А. С. Грушевский, Г. Г. Павлуцкий, Н. К. Садовский, С. Е. Гаевский, А. Никовский и другие. В помещении Первого Коммерческого училища по ул. Бульварно-Кудрявской, 24 работала драматическая школа (сейчас здесь бизнес-центр «Ренессанс»).

Драматический театр сам озаботился подготовкой кадров, открыв набор в трехлетнюю школу и студию. Ее слушатели играли в массовых сценах, получая небольшое денежное содержание. Но после экзаменов 7 ноября остались 20 вакансий, и был объявлен новый конкурс.

Такой недобор вполне объясним – сценический хлеб нелегок и скуден.

О бедном актере замолвите слово…

Быт киевских актеров был далек от довольства. Многие зачастую жили впроголодь. Их содержание не превышало 500-450, а чаще 350-300 карбованцев в месяц. При тогдашней дороговизне большинство обходилось минимумом продуктов.

Сатира на бедственное положение киевских актеров, газ. «Відродження»
Сатира на бедственное положение киевских актеров, газ. «Відродження»

Не хватало жилья. Усилия администраций театров по расселению своих сотрудников помогали мало. Как и обращения в различные комиссии и подкомиссии. Кого-то приютили у себя знакомые, а часть поселилась в Летнем театре Купеческого сада (сейчас Крещатый парк).

Купеческий сад
Купеческий сад

Большие надежды на улучшение своего положения служители сцены возлагали на создание своего профсоюза. И 20 сентября в Украинском клубе была избрана комиссия по созданию Всеукраинского профессионального актерского союза.

Окружной суд утвердил уставные документы организации в 20-х числах ноября. Ее целями объявлялись: защита интересов деятелей искусства, организация трупп, клубов, касс взаимопомощи, приютов, санаториев, детских заведений, профессиональных школ, студий; издание периодики.

 Совет профсоюза временно расположился в Украинском клубе. Для пополнения кассы он обратился ко всем театрам и антрепренерам с просьбой организовать благотворительные выступления.

Прежде всего профсоюз добился снижения отчислений с театральных билетов с 40% до 10%. Затем было открытое письмо совета в редакцию журнала «Зритель» с призывом не превращать издание в арену межнациональной и политической борьбы. Здесь должно быть место только искусству, считали авторы обращения.

Эта акция в защиту украинского языка, против усиления влияния пророссийского элемента, проникающего в культурную сферу столицы, напрямую касалась рабочих мест актеров. В течение осени 1918 года в Киеве разразилась чреда громких скандалов, поставивших под вопрос само существование ряда театров.

Призрак скандала в опере

Киевский городской театр
Киевский городской театр

В сентябре был объявлен конкурс на пятилетнюю аренду Городского театра (сейчас Национальный академический театр оперы и балета Украины им. Т. Шевченко, ул. Владимирская, 50). Тут же появилось много желающих.

«Відродження» отмечает: хорошо, если бы хозяином этой сцены стал не только украинский патриот, но и сведущий в современных тенденциях искусства человек, не делец. В последнее время из-за действий арендатора М. Ф. Багрова труппа и оркестр неуклонно деградируют. Театр попал в порочный круг бесконечных «Фаустов» и «Травиат». Все перспективные актеры и музыканты сбежали, а оставшиеся протестуют – бастует хор.

М. Ф. Багров
М. Ф. Багров

Претензии предъявляла и городская театральная комиссия. За неполный штат актеров и музыкантов, за плохую организацию концертов Багрова не раз штрафовали, он обещал все исправить, но ничего не менялось.

И глава комиссии К. А. Суховых заявил городской управе: без смены арендатора не обойтись. Вся киевская власть идет в отставку, а новая сложится только в январе 1919 года. Нет гарантий, что театр продолжит нормально работать и не попадет в случайные руки. Иначе бюджету города грозит дефицит, до сих пор покрываемый театральным налогом.

Власть же склонялась к продлению договора до 1 июня 1920 года с Багровым, обещавшим отчисления с каждого спектакля. Но управа уже не управляла. И общественность не удивили слухи о передаче здания государству. Взамен городу якобы посулили 5 миллионов карбованцев.

И. Н. Дьяков
И. Н. Дьяков

Придя на смену голове Е. П. Рябцову, И. Н. Дьяков провел кадровые изменения в городских структурах. Новой театральной комиссии было указано разобраться с Городским театром. Но к возмущению граждан ничего не менялось. «Являются претенденты сомнительной марки, гастролирует оперетка, срываются спектакли… Словом, полный беспорядок… Почему театральный отдел затягивает с этим делом? Ведь государство может… просто сдать оперный театр в аренду и… приступить к организации украинской оперы», – пишет А. Никовский.

В итоге глава департамента искусств Д. Дорошенко и Театральный совет при Министерстве образования решили взять театр в аренду на 24 года. Руководить им было поручено Н. Садовскому, а город взамен получал 4 млн беспроцентной ссуды.

Противники не сдавались: «Мобилизованы силы всех маргариновых генералов… Идет осада отдела искусства, чтобы не дать организовать украинскую оперу в Киеве», – комментирует ситуацию «Нова Рада». А «законник» Дьяков заявляет, что ничего не может поделать без легитимной Городской думы, отмечает издание.

Тем временем Садовский начал работу — озаботился репертуаром. Зарубежные пьесы срочно переводились на украинский, труппа репетировала. И 14 ноября театр открыл свои двери к восторгу любителей украинской оперы – билеты на каждую его постановку тут же раскупались.

Спор драмы и комедии

В октябре разгорелся конфликт между «Музыкальной комедией» и Государственным украинским драматическим театром. В пользу последнего было реквизировано помещение театра Геймана. Это возмутило комедийную труппу. Спор выплеснулся в прессу. На страницах «Новой Рады» Театральный совет заявляет: «Театр Геймана реквизирован не «группой лиц…», а государственной властью… Мы, украинские драматурги, артисты и общественные деятели, полностью поддерживаем эту реквизицию, ибо предпринята она для нужд украинского народа…

В Киеве сейчас имеется свыше десяти довольно крупных русских театров, но по преимуществу театры эти миниатюры, фарсы, кабаре и т. п. далеки от настоящего искусства, …засорили весь Киев своим репертуаром… Главное управление по делам искусства и национальной культуры постановило основать кроме народного государственного театра и драматический государственный театр».

Ул. Меринговская
Ул. Меринговская

Комиссия из представителей обеих сторон возместила материальный ущерб актерам «Музыкальной комедии». После долгих споров и пересудов драмтеатр в средине октября вселился в помещение на Меринговской, 8 (сейчас ул. М. Заньковецкой, здание не сохранилось).

В ответ в ряде российских эмигрантских газет началась настоящая травля коллектива: «Оперетта «Музыкальная Комедия» все не теряет надежды перебраться в свой театр… Последние политические события вселили новые надежды», – пишет великорусский «Голос Киева».

Режиссер Государственного украинского драматического театра А. Л. Загаров
Режиссер Государственного украинского драматического театра А. Л. Загаров

Под этот аккомпанемент труппа начала репетиции пьес Г. д’Аннунцио, Г. Ибсена, А. Олеся. Работалось нелегко, сказывался недостаток средств, и пришлось обращаться в Главное управление искусств, чтобы пересмотреть бюджет коллектива. Тем не менее 25 ноября театр открыл сезон, представив «Лісову пісню» Леси Украинки.

Мытарства и триумф Курбаса

Ул. Прорезная, 19 (17)
Ул. Прорезная, 19 (17)

Нелегкая осень 1918 года выпала Молодому театру. С одной стороны, коллектив усиленно репетировал, здесь появлялись новые лица: актер и режиссер И. Я. Юхименко, воспитанница студии Комиссаржевской Х. (Р.) П. Нещадименко и другие. Помещение на Прорезной, 19 (сейчас № 17, Киевский академический молодой театр) ускоренно ремонтировалось.

И. Я. Юхименко
И. Я. Юхименко

 

Х. (Р.) П. Нещадименко

Х. (Р.) П. Нещадименко
Х. (Р.) П. Нещадименко

Но именно это здание послужило источником проблем. Уже давно тянулось вялотекущее судебное разбирательство за него с организацией «Батьківщина». Нашлись и другие любители поживиться.

«В помещение Молодого театра систематически являются представители различных учреждений и комендатур с целью реквизировать его. Таких попыток было несколько, но Молодой театр до сих пор как-то защищался… 26 сентября снова повторилось то же самое.

Явился германский офицер с солдатом и показал билет на реквизицию всего заарендованного Молодым театром помещения… Предписывается… Молодому театру убираться из здания в 72 часа», – сообщают газеты.

Руководство бросилось в государственные инстанции, стало писать в прессу о своем бедственном положении: из-за имущественной возни невозможно заниматься творческой работой.

 Труппа Молодого театра
Труппа Молодого театра

А инциденты не прекращались. 11 октября артистам в четвертый раз предложили освободить помещение. Жизнь в театре замерла. Бессильное что-либо изменить, руководство обратилось в прокуратуру. И только в конце октября реквизицию отменили.

Афиша Молодого театра
Афиша Молодого театра

Репетиции продолжились, срочно завершался ремонт. И 15 ноября «Царем Эдипом» открылся сезон Молодого театра. Премьера имела оглушительный успех: «…поражают способы интерпретации этой идеи. Здесь Лесь Курбас вознесся к философскому пониманию искусства и к благородной дерзости, которую он так блестяще оправдал в постановке «Царя Эдипа»», – пишет «Відродження».

Лесь Курбас в роли Эдипа
Лесь Курбас в роли Эдипа

Новые тревоги

На этом эпидемия отъема помещений не закончилась. Вскоре та же участь постигла кинотеатр «Колизей». Помещение, уже выделенное властью для нового Театра украинской оперетты и миниатюр, еле удалось отстоять.

Следом забила тревогу «Нова Рада»: Украинский клуб самочинно заняла офицерская дружина из частей, формируемых под эгидой Добровольческой армии Деникина. Над зданием висит российский триколор.

Узнав о случившемся, главнокомандующий генерал граф Ф. А. Келлер распорядился немедленно освободить клуб. Добровольцы нехотя подчинились, оставив помещение в плачевном состоянии: сломанная мебель, груды мусора, разбитый бюст Ивана Франко.

Генерал граф Ф. А. Келлер
Генерал граф Ф. А. Келлер

Вскоре по городу поползли слухи, что в правительственных кругах вызрела идея реквизировать вообще все здания культурной сферы для размещения там войск. Специальные комиссии осматривали помещения и прозрачно намекали актерам, что тем пора собирать вещи. В защиту Государственного драматического театра встал Д. Дорошенко, и все успокоилось.

Но к концу ноября одно за другим стали отменять представления – в Купеческом собрании, Украинском клубе и т. д. Получая назад деньги за билеты, киевляне обменивались тревожными догадками: назревает что-то нехорошее.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com