10:02   05.10.18

Трудности профессии учителя

Накануне Дня учителя все говорят о ценности профессии, вспоминают своих учителей и говорят много приятного о наставниках детей. И действительно учителя – очень важные люди в нашей жизни, которые оказывают влияние на формирование нашей личности. И это влияние мы ощущает еще долгие десятилетия после окончания школы. «Большой Киев» решил узнать какой же отпечаток накладывает профессия на самих учителей?

В той или иной степени, профессиональной деформации подвержены все люди. Какая-то деятельность накладывает более ощутимый отпечаток на личность, какая-то – менее. Но все мы понимаем, что много времени проводим именно на работе, что просто не может не сказываться на нас.

Проблема профессиональной деформации учителей – не слишком популярная тема, многие просто не могут себе позволить думать об учителях критично. Ведь у нас с детства формируется стереотип о том, что учителя – люди безупречные. Во всяком случае, должны таковыми быть. Во многом это представление культивируется и самими учителями, так как они в школьной системе занимают более высокую позицию, нежели ученики. Они – это пример для подражания, они – это люди, обладающие знаниями и опытом. Поэтому учитель может переубедить или переломать (такое тоже случается) практически любого ученика. Впрочем, возвысить и похвалить они тоже могут, и тот, на кого они сделают ставку, быстро почувствует, как сложно быть любимчиком.

загрузка...
загрузка...

Несмотря на то, что проблемы профессиональной деформации учителей – вопрос табуированный, сами же учителя честно признаются, что это не профессия, а образ жизни. Педагогика – это именно то поприще, которое полностью поглощает человека, если бы этого не происходило, то едва ли люди посвящали себя этой работе, учитывая уровень зарплат и количество потраченных нервов.

А судьи кто?

Первая трудность, с которой сталкиваются педагоги в своей деятельности, заключается именно в том, что, заходя в класс на урок, учитель становиться главным человеком. На 45 минут он — самый знающий человек, мнение которого часто не подлежит критике. Именно отсутствие критики и дискуссии с равным соперником постепенно формируют у учителей такие качества, как надменность, властность и отсутствие самокритики.

В этом смысле на психику учителя оказывается довольно большое давление, так как он постоянно должен себя контролировать, снова и снова задавая один и тот же вопрос: «А справедливо ли мое суждение?» Естественно, постоянно сдерживаться не получается и постепенно надменность начинает проявляться не только в разговорах с учениками, но и в личной жизни. Высокомерность и пониженная способность к самокритике только усугубляют положение. Как результат – в семейных отношениях и в общении с друзьями появляются трещинки, которые только больше фокусируют человека на работе.

Между Сциллой и Харибдой

Складывается впечатление, что учителя – каста неприкасаемых, которые оказывают давление на всех, а сами живут в полном комфорте. Но и это далеко не так, ведь в своей профессиональной деятельности педагоги сталкиваются с большими сложностями. Ни для кого не секрет, что существует такие понятия, как «программа», «указание сверху», «поручения» и «распоряжение администрации». Часто все это идет вразрез с представлениями самого учителя и о его предмете, и о моральных ценностях. В большей степени это касается гуманитариев, которые имеют свои мнения и свои взгляды; представителям точных наук – немного легче, так как политика и идеология не влияют на два плюс два. 

Давление администрации и министерств, приводит к тому, что учителю надо прогнуться под изменчивый мир. Поэтому частенько у учителей могут появляются такие качества, как приспособленчество и угодливость. Это тем более странно, в купе с высокомерностью и надменностью.

На практике получается, что учитель оказывается между двумя огнями: с одной стороны, податливые и слабые ученики, а также соблазн не столько учить, сколько поучать; с другой стороны, дирекция школы и необходимость приспосабливаться, лгать.  Такая эмоциональная нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию.

Психологи утверждают, что именно проблема профессионального выгорания приводит учителей к потере интереса, неудовлетворенности и склонности к депрессии. Вот почему учителя хотят каникул не меньше, а даже и больше, чем ученики.

Советы психолога

Психолог Ольга дает несколько полезных советов о том, как уберечься от негативных факторов профессии:

«Неудовлетворенность от профессии – это частая проблема у многих, только вот у учителей это более заметно и приводит не только ухудшению их психологического настроения. Ведь негатив как по эстафете передается и коллегам, и ученикам. Есть несколько работающих и очень простых приемов, которые помогут снизить уровень недовольства и повысить мотивацию.

Первое, важно ставить цели в работе. При этом, цели должны быть как краткосрочными и простыми, которые вы сможете быстро достигнуть и получить заряд позитива; так и долгосрочными, и сложными – их достижение поможет вам меньше реагировать на рутину.

Втрое, отдых. Это очень простой и понятный совет, но им часто пренебрегают, особенно учителя. 24/7 каждый педагог чувствует себя на работе, бесконечные звонки и сообщения от родителей и учеников, мысли о показателях успеваемости и т. д., просто не дают возможности переключиться. Заведите привычку периодически отключаться, ничего страшного за время вашего отдыха не произойдет.

Третье, общение по душам. Конечно, этого не хватает очень многим людям, независимо от профессии. К сожалению, наше общество не готово к тому, чтобы уделять время чужим проблемам, поэтому обсудить эмоциональную строну вопроса вы можете с теми, кто находиться в подобном положении. Отлично, если вы найдете среди коллег близкого по духу человека, с которым вы сможете выпить чашку чая и выговориться.

Четвертое, саморегуляция. Привожу этот совет, несмотря на то, что овладеть навыками саморегуляции довольно непросто. Но эта сложная задача – уметь вовремя обращать внимание на свое состояние — очень важна. У вас может не быть возможности взять отпуск или найти понимающего собеседника, тогда вы сами для себя должны стать немножко психологом».

Профессия учителя – очень сложная и неоднозначная, в ней много хорошего, но не стоит забывать и о негативе. Главное, чтобы учителя умели справляться с трудностями, ведь без них общество просто утонет во мраке невежества и глупости.

загрузка...
загрузка...
Афиша Киева

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com