15:00   12.03.19

Вацлав Нижинский: история успехов и скандалов

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения звезды балета Вацлава Нижинского, но даже спустя столько лет говорить о нем сложно. Его судьба — это переплетение небывалых карьерных успехов и скандальных подробностей интимной жизни. В биографии этого человека мужчины и женщины играли важные и очень неожиданные роли.

Родился Вацлав Фомич в Киеве 12 марта 1889 года. И мать будущей звезды, и отец были балетными танцорами. С самого начала своей жизни Нижинский был окружен не только искусством, но и проблемами – постоянные гастроли родителей, бедность и необустроенный быт. При таком детстве мальчик не мог стать ни кем иным, кроме как танцором — уже в пять лет он танцевал гопак на большой сцене.

Роль матери в истории

загрузка...
загрузка...

Немалую роль в жизни Нижинского сыграла его мать Элеонора. Существуют версии, что она страдала психическим заболеванием, которое передалось и сыну. Но даже и без генетики ее поведение вызывает вопросы. Большое воздействие на Элеонору оказал роман мужа с молодой танцовщицей и развод, после которого женщина оказалась без денег с тремя детьми на руках. Ее собственная карьера не удалась, старший сын Станислав был инвалидом, дочь Броня была еще маленькой, поэтому главная ставка была сделана на Вацлава.

После развода родителей Вацлава отдают в Петербуржскую балетную школу. Во время обучения у Нижинского обнаруживаются некоторые странности, после очередного припадка, он попадает на освидетельствование в клинику для душевнобольных. Но талант и успехи в балете оказываются более существенным факторами. Еще не окончив школу, уже в 1905 году Нижинский принимает участие в постановке Михаила Фоника и играет роль Фавна. Дебют пятнадцатилетнего танцора критики оценили очень высоко, назвав его вундеркиндом.

Практически в это же время, в 1907 году Вацлав попадает в поле внимания князя Львова. Судя по дневникам Нижинского, он гомосексуалистом не был, но именно мать Элеонора всячески способствовала тому, чтобы сын согласился на отношения с Георгием Львовым, который был на 28 лет старше своего избранника.

Вацлав Нижинский и Тамара Красавина, 1908 год

Женщины-конкурентки

С 1906-го Вацлав Нижинский выступает на главной сцене страны в Мариинском театре и выступает с большим успехом, пока в 1911 году не случается скандал. На премьере балета «Жизель» Вацлав выходит на сцену в костюме от Александра Бенуа. Художник ради исторической точности и свободы танцора разрабатывает костюм без штанов поверх трико.  Поэтому Вацлав появляется на сцене в привычном сейчас, но довольно эпатажном виде для того времени – в сильно облегающем трико. На премьере бывшая императрица Мария Федоровна возмутилась и попросила прикрыть Нижинского. Впоследствии она утверждала, что просила только изменить костюм и что ей нравился Нижинский, а также его работа в театре.

Но во время разбирательства с дирекцией театра вмешались балерины Анна Павлова и Матильда Кшесинская, которые имели могущественных покровителей и испытывали жгучую ревность к успеху танцора. Общими усилиями женщины добились увольнения Нижинского из театра и только укрепили его отношения с еще одним мужчиной.

Любовник и импресарио

С Сергеем Дягилевым Нижинский познакомился еще в 1908 году. По некоторым свидетельствам —  Дягилев договаривался с Георгием Львовым о том, чтобы тот уступил своего любовника, по другим — князь Львов был преисполнен искренних чувств и не хотел отпускать Нижинского. Но как бы там ни было, следующим мужчиной в жизни Вацлава Фомича стал театральный и художественный деятель, отец русского балета – Сергей Дягилев.

Во время этого романа Нижинский приобрел действительно мировую известность и сыграл свои лучшие партии. Дягилев обладал выдающимися организаторскими способностями, сейчас бы его назвали первоклассным маркетологом. Дягилев организовывал гастроли балетной труппы по всему миру.  Нижинский принимал в них участие еще с 1909 года, но после увольнения с Мариинского театра работа с Дягилевым стала для Нижинского основной и единственной.

Вацлав Нижинский и Тамара Красавина в балете «Видение розы»

Знаменитые балеты

В 1911 году в Монте-Карло состоялась премьера одноактного балета «Видения Розы». В этой постановке Нижинский играл роль не человека даже, но аромат цветка. По сюжету молодая девушка  вдыхает аромат розы и засыпает, во сне она видит оживший аромат розы, который вовлекает ее в танец, но на рассвете видение улетает в окно. Прыжок Нижинского в финале в окно восхитил публику и стал знаковым в карьере танцора.  В 1916 году с этим же балетом Нижинский впервые выступает в Америке на сцене Метрополитен-опера, а 1917 году с этим же спектаклем в последний раз выходит на сцену.

В том же 1911 году в Париже Нижинский выступает в еще одном знаменитом балете «Петрушка». И снова это особенный балет, так как музыка Игоря Стравинского во многом непривычная и экспериментальная для того времени, продиктовала и непривычную манеру танца. Кроме того, Вацлав Фомич играет не человека, а куклу, которая оживает на улице во время празднования Масленицы. О том, насколько это была важная роль в жизни Нижинского, говорит уже один тот факт, что памятник на могиле танцора изображает его именно в роли Петрушки.

Вацлав Нижинский в образе Петрушки

В 1912 году в творчестве Вацлава Фомича наступает новый период. Побывав в Греции, Нижинский восхитился искусством античности и решился поставить свой первый балет в качестве хореографа. «Послеполуденный отдых фавна» вызвал неоднозначную реакцию у публики и критиков. Сюжет балета заключается во встрече Фавна с группой нимф, которые танцуют и убегают в страхе, оставив после себя только легкий шарф. В финале балета Фавн придается любовным утехам с шарфом. Часть публики была оскорблена финальной сценой, но критики восприняли балет благосклонно, отметив новаторство: танцоры часто поворачивались в профиль, повторяя позы древнегреческих картин.

Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный сон фавна», Париж 1912 год

Культовой постановкой, которая действительно перевернула представления о балете, стала «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Но и тут не обошлось без скандала, на премьере в 1913 году в Театре Елисейских Полей публика просто уходила из зала – балет оказался слишком новаторским. Игорь Стравинский увидел сон, в котором девушка танцует до изнеможения, чтобы вызвать весну и в итоге погибает. Под воздействием этого сна, композитор пишет экспериментальную музыку. Нижинский ставит особенный балет о язычниках с непривычными движениями и даже позами, постановка ног и рук танцоров в этом балете не имеет ничего общего с классикой, движения нарочито неловкие и отрывистые. Скандал, который вызвал этот балет сложно описать, публика не просто уходила, но освистывала танцоров. Неуспех Стравинского и Нижинского в 1913 году объяснить можно только тем, что балет опередил время. Спустя годы «Весна священная» стала очень популярной, музыка даже попала в список из 27 композиций, которые записали на золотую пластинку и отправили в космос для внеземных цивилизаций.

Вацлав Нижинский с женой Ромолой, Вена 1945 год

Женитьба и последние годы

В том же 1913 году Вацлав Нижинский осмеливается пойти наперекор своему любовнику Дягилеву и тайком жениться на балерине Ромоле Пульской. Дягилев исключает своего лучшего танцора из труппы. Вацлав Фомич еще какое-то время пытается работать, организует собственную труппу и отправляется на гастроли. Но  без поддержки Дягилева терпит большие финансовые трудности. Трагические переживания оказывают на Нижинского сильное воздействие, возможно, сказалась и наследственность, так что в 1918 году он попадает в больницу с диагнозом шизофрения. Дальнейшие годы – возврат к кочевой жизни, только уже не по театрам, а по различным клиникам.

Вплоть до 1945 года Нижинский был неинтересен прессе, пока в Вене его не обнаруживает русскоговорящий корреспондент журнала Life среди толпы солдат, которые празднуют Победу. Встреча с журналистом оказала на Вацлава Фомича большое впечатление, уже практически неговорящий долгие годы Нижинский вспоминает родной язык. В это же время с гастролями приезжает Мариинский театр, Нижинского приглашают в качестве почетного гостя. По свидетельствам танцоров, Вацлав Фомич произвел впечатление вполне здорового человека. 

Умер Нижинский в 1950 году, а в 1953 перезахоронен в Париже на кладбище Монмартр. Но и после его смерти скандалы, связанные с именем великого танцора не прекратились. Еще в 1918 году он написал книгу под названием «Дневники Нижинского», в которой рассказывал много интимных подробностей личной жизни. Жена Ромола участвовала в редактуре этой книги, издавая ее с купюрами, только в 1979 году обнаружились оригиналы, которые снова вызвали шок.

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com