10:48   22.02.18

Все киевляне должны обладать одинаковыми возможностями

19–20 февраля в столице прошел международный форум «Unlimited. Искусство без границ», посвященный творческим проектам, в которых принимают участие люди с инвалидностью

Отдельным разделом форума стало обсуждение проблем доступности городов для людей с ограниченными возможностями.

British Council мотивирует

загрузка...
загрузка...

Программа «Unlimited. Искусство без границ» является самой крупной государственной программой поддержки искусства людей с инвалидностью. За 6 лет ее существования было поставлено и показано более 60 различных постановок и перформансов.

Отправной точкой стали Олимпийские игры в 2012 году в Лондоне, во время которых активно освещались проблемы людей с инвалидностью. Как рассказала посол Великобритании в Украине Джудит Гоф, до проведения Паралимпиады только 14% англичан интересовались соревнованиями, но благодаря проведенной работе, на момент закрытия Паралимпиады около 65% населения изменили свое мнение.

«Мы хотели показать, что спортсмены-паралимпийцы не вторые после олимпийцев, а на том же уровне. Так же как и в искусстве», — объяснила Гоф.

На протяжении всего форума представители программы делали упор на социальную модель инвалидности. Делегаты подчеркивали, что людей с инвалидностью не нужно жалеть и делать акцент на их особенностях. Самое главное — понимание того, что такие люди являются полноправными членами общества и участниками всех процессов.

Как объяснил руководитель программы «Искусство и люди с инвалидностью» в странах ЕС Бен Еванс, в сфере искусства социальная модель предполагает работу в двух направлениях. Первое — устранение барьеров, которые ограничивают доступ как для просмотра, так и для участия. Второе — это работа по созданию новых форм искусства, возникающих вследствие участия людей с инвалидностью.

«Unlimited. Искусство без границ» — это временная программа, которая финансирует лучшие инициативы, а также новичков в сфере искусства. Цель — поддержать творцов, компании, кураторов, продюсеров в развитии сферы искусства для людей с инвалидностью.

Креативное искусство

В рамках форума были представлены примеры инклюзивного искусства из разных стран, авторы которых отметили, что для посещаемости в первую очередь важен высокий профессиональный уровень постановок.

Как рассказал художественный руководитель Small Theatre из Армении Ваган Бадалян, за 5 лет работы было поставлено 5 спектаклей. Началось все в 2013 году с предложения British Council о партнерстве: создать первую танцевальную группу, где участники  — это и обычные люди, и люди с инвалидностью. Сейчас компания проводит мастер-классы, тренинги и ездит с гастролями по всей стране и за границу, а в марте состоится премьера нового спектакля «Другие танцы».

Еще один проект — независимая театральная группа dOM из Азербайджана только в начале своего творческого пути. Команда подготовила интерактивный спектакль «Место под солнцем», который предполагает прямой контакт со зрителем и изменение сценария по ходу спектакля.

Сценарий постановки — это история реальной жизни мотиватора театральной группы, блогера Мурада Маммадова. С рождения Мурад не мог ходить из-за нехватки кальция в организме, а с 15 лет сам начал тренироваться. Сейчас он может ходить с костылями. На протяжении всей жизни парню приходилось сталкиваться со множеством проблем и непониманием. По его словам, спектакль, премьера которого назначена на 9 марта, позволит привлечь общество к решению проблем людей с инвалидностью.

О своей работе рассказала и основательница Национальной федерации по спортивному бальному танцу на колясках в Грузии Кетеван Зазанашвили. Вдохновили девушку танцевальные пары на колясках, которые она однажды увидела на конкурсе бальных танцев в Польше.

В паре с танцором на коляске Кетеван выиграла конкурс Georgia got talent. С тех пор в стране начал расти интерес со стороны зрителей, а также желание людей с инвалидностью участвовать в танцевальных постановках. «Со своим танцевальным коллективом мы все время стараемся быть на виду. Первое, что вы можете сделать — показать себя», — советовала танцовщица своим украинским коллегам.

Примеры инклюзивного искусства в Украине представили руководительница организации «Непротоптана стежина», основательница фестиваля особенных театров «Шлях» Анастасия Войтюк и режиссер интегрированного театра-студии «Паростки» Виталий Любота.

Обе организации работают с 2001 года. Первым опытом инклюзивного искусства «Паростків» было привлечение к постановкам людей с особенностями интеллектуального развития, о которых, по словам Люботы, очень редко вспоминают. Отличительная черта театра — в него принимают без кастинга. «Стараюсь сразу диагностировать, какая задача будет посильна человеку, а потом развивать его таланты», — объяснил Виталий.

Доступность и безбарьерность

Отдельной и не менее важной темой форума стала проблема безбарьерного пространства в городах  Украины и мира. О проблемах в нашей стране рассказал основатель онлайн-платформы «Dostupno.UA» Дмитрий Щебетюк.

Работа «Dostupno.UA» началась с походов Дмитрия и его друзей по разным заведениям, которые часто оказывались недоступными. «К нам не ходят люди с инвалидностью, поэтому мы ничего не делаем», — такой была, по словам парня, самая распространенная отговорка.

Со временем у сообщества появился видеоблог, участники делают отчеты о доступности разных заведений.  «Часто люди с инвалидностью не знают о доступных для себя возможностях. Наша цель — показать, что можно жить и наслаждаться на полную», — рассказал Щебетюк.

Самую активную реакцию аудитории вызвал видеоролик о киевской инфраструктуре. Были продемонстрированы подземные переходы, оборудованные очень крутыми и не функциональными рейками для колясок, а также переходы лишь с одной рейкой или вообще ничем необорудованные ступеньки.

Для презентации  успешного опыта был приглашен старший специалист по вопросам доступности местного совета Западного Чешира и Честера (Великобритания) Грем Гарнетт. В 2017 году Честер стал победителем в номинации «Самый доступный город Европы» и выступление Грема вызвало наибольшее количество вопросов участников форума.

По словам Гарнетта, важные составляющие высокого результата — национальная политика и правила для строительства. Согласно им, все новые здания в Честере должны полностью соответствовать стандартам доступности.

Все городские автобусы и такси обустроены специальными платформами, дороги тактильной плиткой, полосами для колясок, обустраиваются магазины, галереи и музеи. Также в городе есть «ангелы доступности» — волонтеры, которые помогают людям с инвалидностью передвигаться по городу, делать покупки и многое другое.

Поскольку местным советом был принят негласный принцип наименее ограниченного доступа, город потихоньку продвигается в обустройстве даже исторических частей. Например, достраиваются деревянные пандусы, ставятся перила, выделяются контрастным цветом ступени.

Как объяснил Грем Гарнетт, если какое-либо место невозможно сделать полностью доступным, необходимо сделать все для максимальной доступности в меру возможностей.


kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com