КГГА
фото: Климентий Семенюк
12:03   18.09.19 Фото

Законопроект: киевлян хотят отстранить от власти

Новая власть наступает на местное самоуправление. Полномочия мэра и Киеврады хотят урезать до невозможности. Передать их райсоветам, количество которых пока не определено. Саму Киевраду тоже хотят сократить – со 120 депутатов до 84. Почему именно такая цифра – не поясняется.

При этом значительно поднимается статус администрации Киева и ее главы, который будет иметь полномочия заблокировать любое решение местного самоуправления – городского головы и Киеврады. Он же ликвидирует РГА в районах, а вместо них создает нечто вроде префектур – представительства КГГА. Его назначает президент, которому он и подчиняется

Правда, Киевраде оставляют возможность сформировать свой исполком. Но с непонятными функциями.

загрузка...
загрузка...

Это все можно прочитать в законопроекте «О внесении изменений в закон Украины «О столице – городе-герое Киеве», который внесен в Верховную Раду (ВР) 13 сентября 2019 года, а текст обнародован только поздно вечером 16 сентября. В нем также определена дата внеочередных выборов в Киевраду и мэра – 8 декабря. При этом не указано, когда же будут выборы в райсоветы, которым переходит значительная часть власти.

Если закон будет принят в таком виде, то фактически Киев по своим полномочиям станет не столицей Украины, в которой, к слову, проживает по факту до 5 млн. человек, в обычным городишком с президентским правлением.

Мэра делают бесправной королевой

Виталий Кличко
Фото: Катерина Френч

Полномочия мэра, если за этот законопроект проголосуют, существенно сокращаются, а права главы КГГА и районных советов существенно увеличиваются.

Итак, согласно проекту, киевский городской голова избирается через прямые выборы, но голосование теперь будет двухтуровым – эту идею давно обсуждают в Украине. Если по результатам первого тура ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, для определения победителя проводится второй тур, говорится в проекте.

А количество депутатов хотят сократить со 120 до 84 – как для города с миллионом избирателей, хотя, по данным ЦИК, избирателей почти два миллиона. При этом секретариат Киеврады вообще исчезает из проекта, а вместо этого вводится положение, что секретарь Киеврады (второе лицо и заместитель мэра) избирается Киеврадой путем тайного голосования.

Любопытно, что, согласно законопроекту, Киеврада должна на протяжении месяца после оглашения результатов выборов сформировать свой исполком. Но процедура создания исполкома в проекте не прописана, как и полномочия, и количественный состав. Причем, если внимательно читать законопроект, складывается ощущение, что жизнь в столице началась с выборами нынешней власти. Так, исполкому – с непонятными полномочиями и составом – предлагается в течение полугода разработать и вынести на сессию Киеврады устав территориальной общины Киева и еще согласовать его с общественностью. Но такой устав у Киева уже есть. Он принят в 2002 году.  

Из раздела об органах местного самоуправления вычеркнуты органы самоорганизации населения (ОСН), которых в Киеве около ста (приблизительно по десять в каждом районе). Причем в некоторых микрорайонах они играют заметную роль – в проектах, касающихся их местности. Кроме этого, исключается положение, позволяющее киевлянам инициировать рассмотрение любого вопроса местного самоуправления.

Полномочия Киеврады также сокращаются – скорые, больницы, ПТУ, интернаты, ДЮСШ, местная пожарная охрана, содержание кладбищ, организация предоставления коммунальных услуг, утилизация отходов, транспорт, дороги, утверждение Генплана, землеотводы – в общем то, что больше всего вызывает нареканий у киевлян.

Киеврада
Фото: Катерина Френч

Много полномочий передается пока несуществующим райсоветам – утверждение детальных планов территорий, чем сейчас занимается Киеврада, поликлиники, школы, садики, ЖЭКи, парковки, рынки, управление имуществом – аренда, озеленение и благоустройство, дворы и межквартальные проезды.

Райсоветы избираются (дата еще не определена) после принятия закона об административно-территориальном устройстве.

Глава райсовета избирается из числа депутатов. Главы исполкомов райсоветов являются распорядителями бюджетов райсовета, они подотчетны мэру. Нынешние РГА ликвидируются – через полгода после вступления в силу закона. При этом городу уже нужно формировать бюджет на следующий год и как формировать его с учетом райсоветов, которых нет и их количество пока неизвестно, непонятно. 

Глава КГГА – официальный «надзиратель» над мэром и депутатами

Фото: Константин Ильянок

А вот у КГГА и ее главы полномочия аж зашкаливают. Эта структура, по проекту, осуществляет исполнительную власть в Киеве. Она выполняет контроль и надзор (!) за деятельностью Киеврады, райсоветов и их исполкомов. Любое решение Киеврады и райсоветов может вступить в силу «не ранее, чем глава КГГА сможет их опротестовать путем обращения в суд». То есть от 7 до 30 дней.

КГГА может создавать в районах свои структурные подразделения с подчинением не районной власти, а КГГА. Администрация также управляет государственным имуществом, обеспечивает реализацию государственных программ на территории Киева, координирует деятельность центральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Киева.

То есть получается, что весь контроль над земельными вопросами теперь будет в руках президентской ветви власти. Но при этом за Генплан отвечает Киеврада, которой придется все сводить в один документ.

Таким образом, двоевластие в Киеве станет легитимным, а уровень бардака явно вырастет.

Коллапс и нарушение Конституции

Киеврада
Фото: Климентий Семенюк

Эксперты говорят, что логика закона – разделить полномочия на тот случай, если выборы выиграет нынешний мэр Виталий Кличко, и установить жесткую президентскую вертикаль.

«Логика законопроекта предусматривает в основе три вещи. Первое, у них есть разделение полномочий – мэра и главы КГГА, но глава наделяется несвойственными, неконституционными полномочиями по надзору над органами местного самоуправления. Ведь согласно статье 119 Конституции, таких полномочий у госадминистраций нет. И если вспомнить историю, в свое время функции надзора и контроля забрали у прокуратуры как неконституционные. Минрегион в 2017 году разработал закон о контроле и надзоре над решениями органов местного самоуправления, его отклонили как неконституционный. И вот теперь бьются в ту же дверь. Второе – законопроект разделяет полномочия Киеврады и райсоветов. Идея хорошая, но если открыть европейскую хартию местного самоуправления, там говорится, что такое самоуправление должно происходить в органах, максимально приближенных к людям. В «Законе о местном управлении» ст. 26 регулирует полномочия местных советов. А по районным советам прописана одна норма – они делают ровно то, на что их уполномочивает городской совет. Потому что все города-миллионники отказались от рудиментных райсоветов. Что они будут решать – бюджет, имущество и земля принадлежат городу? Сейчас им передают несвойственные им полномочия. В проекте вписаны исполкомы в Киеве и районах, но полномочия не прописали. И фактически происходит дубляж полномочий», — говорит нам советник мэра Владимир Бондаренко. Он назвал коллапсом в Киеве то, что прописано в законопроекте.

Политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин считает проект политическим: «Если говорить о политической логике – его возникновение связано с противостоянием мэра Владимира Кличко и главой ОП Андреем Богданом. Плюс попытка установить контроль на Киевом с бюджетом в 60 млрд грн, плюс столица как место протестов». Кроме того, по его мнению, в самом тексте проекта есть пункты, вызывающие вопросы. Например, разделение полномочий мэра и главы КГГА. «По факту суперпрефект обладает суперполномочиями, которых нет даже у нынешнего мэра. Но если нынешняя власть хочет выставить своего человека на выборы, зачем забирать у него полномочия. Я делаю вывод, что в Офисе президента не уверены в своем кандидате и решили таким образом подстраховаться и усилить президентскую ветвь власти, причем им перетекает большая доля бюджета. Кроме того, вопрос к количественному составу Киеврады. Если логика сокращения советов в других городах понятна – население уменьшается, то Киева это отнюдь не касается. Здесь население только растет. Получается, демократические пропорции будут нарушены. Кроме того, Киев берется полностью под контроль президентской власти. По сути, Киевом будет управлять президент», — говорит Якубин.

Лидер фракции «Батькивщина» Владимир Бондаренко рассказал, что идея с исполкомом Киеврады давно обсуждается и могла бы быть реализована при условии создания президентской ветви с мониторинговыми функциями, которая бы не вмешивалась в местное самоуправление, системы префектов. «В таком случае мэр предлагает главу исполкома – исполнительную власть. Киеврада голосует. Такая же структура может быть и в районах. Но непонятно их количество. А президентское представительство – отдельная ветка, которая не влияет и тем более не заменяет местное самоуправление. В Киеве много представительств центральной власти – министерства, ведомства, есть государственные театры и другие учреждения культуры. Эти же префектуры отвечали бы за субсидии и льготы, предусмотренные государством. Но контролировать Киевраду, блокировать решения – это «вже занадто», — отмечает Бондаренко.

Глава правления Центра прикладных политических исследований, политолог Владимир Фесенко считает, что «подготовка такого законопроекта – это попытка легимитизировать перестановки в киевской власти и создать повод для выборов. Нет смысла вникать в его детали. Все остальное не имеет никакого значения. Будущая модель управления регионами будет определяться изменениями в Конституцию. Это старая идея. Ее собирались реализовать еще в 2015-2016 годах. Это создание вместо РГА префектур. И на днях ее озвучил спикер Рады Дмитрий Разумков. Второй момент – никто не будет разделять полномочия. Просто им нужен повод для выборов».

загрузка...
загрузка...

kancom.kiev.ua

budenergoatom.com.ua

mimi-studio.com