09:14   01.11.18

Звездный час крейсера «Варяг»

1 ноября (19 октября по старому стилю) 1899 года со стапелей судостроительной верфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Company в городе Филадельфия был спущен на воду корпус строящегося крейсера.  Название его еще никому ни о чем не говорило

Спустя пять лет действия экипажа бронепалубного крейсера первого ранга «Варяг» вошло в мировую историю как пример для подражания и символ самоотверженности, верности долгу и воинской доблести.

Однако, чтя память погибших, стоит задаться вопросом, что делал военный корабль Российской империи за тысячи километров от родных берегов?

Фото: ходовая рубка «Варяга»

Согласно нормандской теории российской самодержавной историографии варягов расценивают как воинов-скандинавов, приглашенных княжить в Русь в 862 году. В византийских хрониках варягами обычно называют воинов – наемников с далекого Севера. В Древней Руси варягов знали, как объединившихся в вооруженные отряды выходцев из Скандинавии, промышляющих торговлей и разбоем. Собственно, такие же задачи выполнял и «Варяг», прикрывая с моря российских колонизаторов, торгующих (грабящих) в Маньчжурии, Китае и Корее.

Имперские амбиции требуют океанский флот

Конец XIX – начало XX века отметился очередным витком гонки вооружений. Интересы Российской империи постоянно пересекались с интересами  империи Британской. Кроме того, на глазах росла военная мощь объединенной Германии, а на Востоке созревали и нарастали противоречия с Японией. России срочно потребовались новые военные корабли – достаточно защищенные, чтобы выдержать орудийный огонь неприятеля и обладающие хорошими мореходными и ходовыми качествами, позволяющими совершать дальние переходы.

Боевые  корабли для нового океанского флота заказывались Россией датским, французским, германским и североамериканским судостроителям. Собственные верфи тоже без дела не стояли, но если в Европе и США с момента закладки корабля до ввода  в его строй редко проходило более трех лет, то Балтийскому судостроительному заводу на  постройку бронепалубного крейсера «Аврора» понадобилось вдвое больше времени – шесть лет. «Варяг» же американские корабелы построили за три года.

Фото: спуск на воду

Хронологию создания «Варяга» можно изложить в следующей последовательности:

  • 11 апреля 1898 года – заключен контракт на постройку;
  • 10 мая 1898 года – установка первой закладной секции корпуса;
  • 11 января 1899 года — в списки Российского императорского флота внесен бронепалубный крейсер под названием «Варяг»;
  • 22 сентября 1900 года – передача корабля заказчику;
  • 20 марта 1901 года — после проведения ходовых испытаний и устранения мелких недостатков и недочетов, крейсер попрощался с родными для него берегами Филадельфии и взял курс на Петербург, куда прибыл 3 мая.

На службе

Николай II осмотром нового крейсера оказался вполне доволен и тут же включил его в состав конвоя, сопровождающего императорскую яхту «Штандарт», на которой император посетил Данциг, Киль и Шербур. Высочайшее турне длилось с 5 августа до 16 сентября 1901 года, после чего «Варяг» смог продолжить поход к месту своей постоянной приписки – на Дальний Восток.

Фото: ходовые испытания

Поход занял весь остаток осени и зиму. Крейсер прошел Суэцкий канал, Персидский залив, посетил с дипломатической миссией Кувейт, заходил в Сингапур, Гонконг и 25 августа 1902 года бросил якоря на внешнем рейде Порт-Артура. В пути выяснилась основная проблема корабля — 30 паровых котлов системы Никлосса, которые по очереди периодически ломались и на стоянках приходилось неоднократно проводить работы по их ремонту и наладке. До конца 1902 года и весь 1903 год «Варяг» крейсировал вдоль китайского и корейского побережья или отстаивался «в вооруженном резерве», а его команда занималась «учениями на рейде без выхода в море» и ремонтом котлов.

Фото: вид на палубу

История противоречий

К концу XIX века единственным не освоенным и не разделенным между ведущими игроками куском пирога на карте мира оставался Китай.  США, Япония, Великобритании, страны Европы оказывали на китайское правительство все большее давление, в результате которого было подписано к началу XX века 13 кабальных договоров, лишавших Китай большинства морских портов, ограничивающих суверенитет во внешней политике и посягающее на вопросы политики внутренней. Страну заполонили иностранные торговцы, концессионеры и миссионеры, разваливающие экономику Китая и вторгающиеся в религиозные традиции.

В итоге народное недовольство местного населения вылилось в «Боксерское восстание». Вооруженные повстанцы, объединившись в «отряды гармонии и справедливости» начали возвращать Китай к гармонии и наводить в стране справедливость. В первую очередь жертвами восставших стали иностранцы, христиане, христианские храмы и торговые миссии.

Колонизаторы, позабыв на время о противоречиях, оперативно создали «Альянс восьми держав». «Международная освободительная экспедиция» подавила народное восстание, затем разгромила правительственную армию Китая и вынудила его правительство на «заключительный протокол».  В нем со стороны победителей выступали Россия, Германия, Австро-Венгрия, Нидерланды, Япония, Италия, Великобритания, Франция и США, а с другой — в роли ответчика — Китай.

Российская империя в качестве «миротворца» в результате военных действий и последующих им политических игр заполучила в свое распоряжение Ляодунский полуостров, лесные концессии Кореи и Маньчжурию.  Япония указанные территории давно считала своими и то, что на пути к цели стояла уже не китайская, а российская армия, намерения японского правительства ничуть не изменили.

День славы

Русско-японская война застала крейсер «Варяг»и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо, где они находились в распоряжении русского посланника в Корее. Боевые корабли российской эскадры несли дежурство и должны были обеспечивать безопасность работы дипломатических миссий в случае народных волнений. О возможности внешнего нападения никто и предположить не мог. Совместно с российскими кораблями дежурство тут несли японский, британский, французский и итальянские крейсера, и американская канонерская лодка.

В ночь на 7 февраля японский крейсер «Чинода» скрытно покинул порт, чтобы вернуться сюда уже в составе четвертого боевого отряда японского флота.

8 февраля канонерская лодка «Кореец» вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт-Артур, но при выходе в открытое море обнаружила японскую эскадру, перекрывающую фарватер. Японские миноносцы выпустили по «Корейцу» несколько торпед, но русский корабль маневрированием ушел от атак и вернулся в порт.

«Варяг» и «Кореец» оказались блокированными в порту превосходящими силами противника. В открытом море их ожидала японская эскадра из шести крейсеров и четырех миноносцев. Командующий эскадрой адмирал Уриу принял решение дать бой российским кораблям прямо в порту или на внешнем рейде. Командиру «Варяга» капитану первого ранга Рудневу он отправил ультиматум с требованием сдаться, а  командирам иностранных судов предложил сменить место якорной стоянки с тем, чтобы они не попали под обстрел в случае начала боя.

Руднев, в поисках выхода, встретился со своими коллегами с иностранных крейсеров, но те ссылаясь на нейтралитет отказались сопроводить  русские корабли сквозь строй японской эскадры и заявили, что сменят место якорной стоянки, как того требует адмирал Уриу.

У капитана Руднева осталось четыре варианта действий: сдаться, принять бой в порту, уничтожить корабли и сойти на берег или попытаться прорваться через японскую блокаду. В результате долгих размышлений, после совещания со старшими офицерами Руднев решил пойти на прорыв. В этом решении его горячо поддержал весь экипаж.

В бой российские корабли шли под звуки оркестров, играющих гимн «Боже, Царя храни». Так бывшие союзники, пожелавшие остаться нейтральными, провожали «Варяга» и «Корейца». Само сражение продолжалось не более 50 минут. Японские крейсера выпустили по русским кораблям 419 снарядов.  По словам Руднева, его комендорам удалось ответить японцам 1105 снарядами.

Потери «Варяга» после артиллерийской дуэли составили: один офицер и 30 матросов убиты, шесть офицеров и 85 матросов ранены и контужены, и около ста человек с легкими ранениями. Сам крейсер получил от 7 до 11 попаданий, причем одна пробоина у самой ватерлинии привела к попаданию в трюм забортной воды и вызвала боковой крен крейсера. Большинство артиллерийских орудий в ходе боя было повреждено, а самое большое количество погибших и тяжелораненых оказалось именно среди обслуги орудий.

Фото: «Варяг» возвращается из боя

Японцы, согласно рапорту Руднева, потеряли один миноносец, крейсер «Асама» получил сильные повреждения, а крейсер «Такачихо» затонул после боя. Согласно данным, опубликованных японскими источниками, эскадра потерь не понесла вовсе.

Поврежденный «Варяг» и «Кореец», во время боя не пострадавший, вернулись обратно в порт.  Идеи о повторном прорыве в голове Руднего и членов его команды более не возникало. Союзные корабли согласились принять на свои борта раненных и выживших членов команды. «Кореец» командой был взорван, а «Варяг» затопили прямо на месте стоянки, просто открыв кингстоны.

В апреле большинство членов экипажей «Варяга» и «Корейца» были доставлены в Одессу, оттуда морскими транспортами в Севастополь, а затем железной дорогой в Петербург. Россия встречала моряков как героев многотысячными митингами, а в столице они были удостоены приема у самого государя императора. Поражение в морском сражении ловким движением пропагандистской машины обратили в победу русского духа. Павшие в бессмысленном бою, с военной точки зрения, матросы и офицеры были подняты до ранга национальных героев.

Легендарный же крейсер «Варяг» отслуживший под Андреевским флагом всего лишь три года, вскоре был поднят японцами со дна в апреле 1905 года, отремонтирован и до 1916 года работал учебным судном «Сойя» в Японском императорском флоте. С началом Первой мировой войны, по очередной иронии судьбы и мировой политики, Япония вновь стала союзницей Российской империи и согласилась продать ей некоторые корабли, захваченные в результате Русско-японской войны.

Фото: учебное судно «Сойя»

22 марта 1916 года кораблю вернули его первоначальное название. Крейсер дошел своим ходом из Владивостока до Мурманска, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана, но требовал капитального ремонта. 19 марта 1917 года он прибыл в доки британского Беркенхеда. В строй вернуться ему было уже не суждено. После октябрьского переворота 1917 года он был реквизирован британским правительством за долги, а в 1920 году продан на металлолом.

В пути к месту разборки корабль попал в шторм, налетел на камни и затонул в Ирландском море. Так печально и бесславно закончился путь гордого «Варяга».

Фото: конец пути